Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Свой чужой мобильник

Свой чужой мобильник

397

Только по официальной статистике ежедневно в Петербурге крадут от 100 до 150 мобильных телефонов (в результате краж, разбоев, грабежей). Реальные цифры, сколько всего трубок ежедневно покидает своих владельцев, подсчитать не возьмется никто, - отнюдь не каждый, лишившийся аппарата, спешит в милицию. При этом оперативники, занимающиеся «карманниками», говорят, что с наступлением теплой погоды число краж вырастет по самым скромным подсчетам вдвое, - люди «разденутся», и лишить их мобильного преступникам станет гораздо проще.

Некоторое время назад «Фонтанка» уже предлагала возможное решение этой проблемы, - создание единой системы «черных списков» для всех операторов мобильной связи Петербурга. В двух словах, после создания единой базы данных каждый лишившийся своего телефона сможет позвонить своему оператору связи и заблокировать не только sim-карту, но и сам телефонный аппарат. Каждый мобильный телефон, производства любой фирмы, имеет свой уникальный IMEI (Международный идентификатор мобильного оборудования), состоящий из пятнадцати цифр. Он присваивается техническому устройству и с его помощью можно обнаружить мобильный телефон во времени и пространстве. При этом смена sim-карты идентификации не препятствует.

Помнится, тогда, преисполненные желанием донести идею, корреспонденты «Фонтанки» попытались связаться с сотовыми операторами, и узнать из первоисточников, что они об этом думают. Но говорить о проблеме и способах ее решения согласился только «МегаФон»: ни пресс-структуры других операторов, ни их руководство не решились дать оценку идее создания «черной базы». «МегаФон», кстати, сказал, что в бытность единственным оператором Северо-запада такая практика у них существовала. И сейчас они готовы ее возобновить, тем более, что финансовые возможности у них есть.

На сегодняшний день в Государственной Думе России «под сукном» лежит уже два законопроекта, обязывающих операторов связи отключать мобильные телефоны, которые были похищены у их законных владельцев. И на фоне массовости преступлений этого характера достаточно странным выглядит нежелание поддержать инициативу депутатов, правительства и даже Верховного Суда России.

Проект Пермской области предусматривает создание Реестра похищенных мобильных сотовых телефонов. Его будут вести органы внутренних дел. Оператор мобильной связи в случае совпадения IMEI подключенного абонента с реестром обязан приостановить оказание услуг. Кроме того, предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей, предусматривающей лишение свободы на срок от двух до пяти лет за несанкционированное изменение идентификатора телефона.

Свердловский законопроект предусматривает также обязанность оператора сообщать сведения об абоненте-«двойнике» в уполномоченный орган. Кроме похищенных телефонов с помощью IMEI уральские парламентарии предлагают выявлять и «серые» мобильники – для этого должен быть создан Федеральный таможенный реестр средств сотовой связи. Если телефон был ввезен нелегально или по ошибке не попал в реестр, абонент вынужден будет на некоторое время лишиться связи и доказать легально происхождение своего имущества.

Согласно официально позиции правительства России, озвученной вице-премьером Александром Жуковым, создание и ведение реестра похищенных телефонов органами внутренних дел потребует привлечения дополнительных материально-технических и финансовых средств из федерального бюджета. Кроме того, IMEI-контроль «в ряде случаев» может привести к трудностям в проведении оперативно-розыскных мероприятий: «Поэтому считаем обоснованным сохранить действующий порядок, в соответствии с которым операторы связи имеют право приостанавливать оказание услуг связи на основании мотивированного решения руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (в т.ч. милиции)».

Заместитель Председателя Верховного Суда России Валерий Верин сомневается в необходимости вводить специальную норму, устанавливающую уголовную ответственность за несанкционированное изменение идентификатора: действующая норма Уголовного кодекса РФ (касательно соучастия в преступлении), на его взгляд, позволяет решить вопрос об ответственности лиц, которые помогают сбывать краденые сотовые телефоны, в том числе путем изменения или подделки IMEI.

В Петербурге Василеостровский федеральный суд уже рассматривал вопрос по отключению телефонов, пропавших у законного владельца после нападения. Ответчики – «МегаФон», «БиЛайн» и TELE2 - отказались выполнить просьбу собственника. Причем юрист «БиЛайна» заявил в суде, что иск нужно предъявлять тому, кто украл аппараты, а не оператору, получающему доход от их использования. Суд был краток: истцом не представлены доказательства о принадлежности ему похищенных аппаратов, а также факта кражи. Справка милиции не была принята во внимание.

Хочется напомнить народным избранникам и представителям народа во власти, что пропажа мобильного телефона – это не только убыток в кошельке налогоплательщика. Нередко - это физические увечья, сопровождающие грабеж. Иногда это цена жизни человека. При этом вполне понятно, почему операторы не спешат создавать единый реестр ворованных телефонов: по оценкам МВД, около четверти всех используемых в России «мобильников» имеют криминальное прошлое (в продаже ворованных трубок - порядка 10%). А потеря четверти абонентов грозит операторам серьезными убытками.

Клюева Ольга,
Антон Одынец,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях