- В международных фестивалях я участвую не ради призов, а для «экономичного» представления своих картин в мировом прокате. Но мне достаточно просто показать свою картину, а любое соревнование среди художников мне непонятно. Это уже всевозможные манипуляции, интриги. Мне все это неприятно, - заявил в петербургском «Доме кино» режиссер, ставший уже скандально известным.
Над прошлой неделе, как уже писала «Фонтанка», фильм «Солнце» петербургского режиссера Александра Сокурова получил сразу три приза от российской гильдии кинокритики и кинопрессы. Съемочная группа Сокурова увезла из Москвы приз за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую музыку к фильму (за музыку «Белого слона» получил петербургский продюсер-композитор Андрей Сигле). Это далеко не первый приз, который получил фильм «Солнце», хотя Сокуров и без особенного энтузиазма относится к фестивальным призам.
В международных фестивалях я участвую не ради призов, а для «экономичного» представления своих картин в мировом прокате. Фестивали - один их самых действенных способов показать свой фильм поклонникам хорошего кино и прокатчикам. Но мне достаточно просто показать свою картину, а любое соревнование среди художников мне непонятно. Это уже нечистота жанра, всевозможные манипуляции, интриги. Мне все это неприятно, - говорил 14 марта в петербургском «Доме кино» Александр Николаевич.
Участие в западных фестивалях в прошлом году (не очень удачное на «Берлинале», более успешное в других странах) уже привело к попаданию «Солнца» в международный прокат. Аншлаговые премьеры прошли во Франции, Италии, Греции. Прокатной же судьбой в России Сокуров недоволен.
- Я знаю недостатки своих фильмов лучше самых недоброжелательных критиков. Понимаю, что я не в состоянии создать тот визуальный товар, на производство которого сейчас перешло наше кино. Но я считаю, что и у такого серьезного, натуралистического кино есть своя публика. Публика, которая понимает ценность культуры и необходимость самоограничения в общении с телевизором. Просто к ней невозможно пробиться. На телевидении я слышу «неформат» и «не будет рейтингов». Тоже самое говорят чиновники от кино. Мой фильм «Отец и сын» показали по телевидению только после гневных писем Михаила Борисовича Пиотровского. Два раза. В час ночи. Это ненормально, что моя фамилия в России известна намного лучше, чем мои фильмы, - удивляется Сокуров.
Недавно Александр Сокуров снял свой фильм с участия в премиях «Ника» и «Золотой Орел».
Меня не устраивает ситуация в Москве, когда кино-сообщество вместо того, чтобы сплотиться, бьется за что-то непонятное. Пока «Ника» и «Золотой Орел» воюют друг с другом, пока киноакадемики выясняют отношения, государство окончательно перестало обращать внимание на культуру. Нужно единство, нужна программа поддержки серьезного кино. А вместо этого в московских войнах уже потерян и Дом Кино, и Музей Кино, - объясняет Сокуров.
В августе этого года начнется прокат фильма «Солнце» в Японии (фильм посвящен императору Хирохито, в нем снимались японские актеры). И там, заверяет режиссер, этого фильма ждут с нетерпением. (Темой картины стали тяжелые события 1945-го года, в которых до сих пор не разобрались даже в стране восходящего солнца). Сокуров рассказывает журналистам о токийском музее, экспонаты которого «вполне сопоставимы с музеем блокады Ленинграда», и видно, что режиссер до сих пор под впечатлением от своего пребывания в Японии. О напалме, о сожженных городах, о сплавленных в одно целое кирпичах и человеческих костях. Один из актеров, снимавшихся в фильме, выжил под напалмовой бомбежкой в 45-году. Родители бросили его в реку, а сами сгорели...
Сейчас режиссер уже думает о следующем фильме, съемки которого нужно закончить за ближайшее лето (затем в планах постановка «Бориса Годунова» в Большом Театре, - «нужно освободиться к этому моменту»). Фильм «Александра» (кстати, продюсер Андрей Сигле обещает в этой картине некий очень громкий актерский дебют) - о матери, о её сыне, служащем в «горячей точке». Снимать будут на Кавказе, и, как говорит Сигле, надо успеть, «пока там не стало слишком горячо».
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру
PS: Письмо Александра Сокурова в оргкомитеты национальных премия «Ника» и «Золотой орел»:
«При всем уважении к моим коллегам я не считаю себя вправе участвовать в дорогостоящих акциях распределения и вручения наград ни одной из академий в ситуации, при которой фильмы, снятые нашей группой, не имеют доступа к отечественной аудитории. Я благодарен государству, которое поддерживает финансирование наших фильмов, но я не могу считать себя в полной мере участником отечественного кинопроцесса, так как не имею возможности отчитаться перед налогоплательщиками-зрителями результатом своего труда. Люди, которые работают со мной многие годы, относятся с пониманием к этой позиции.
Мне кажется противоестественным то положение, при котором моим согражданам известно мое имя, но не мои фильмы. Те немногие силы, которые у меня еще остались, я предполагаю употребить на работу, которую мне будет суждено сделать, но не на соревнование в чуждой мне сфере профессиональной иерархии. Я не хочу ни у кого стоять на дороге, вполне отдавая себе отчет, что выбранный отечественной киноиндустрией генеральный путь — не мой путь."
Александр Сокуров