В субботу в Ненецком автономном округе разбился вертолет «Ми-8». Из 18-ти находившихся на борту погиб один человек, еще 14 попали в больницу. По странному стечению обстоятельств авария произошла фактически на том же месте, где 16 марта прошлого года разбился самолет «Ан-24» - в районе поселка Варандей. Пассажиры вертолета летели на церемонию освящения часовни на месте крушения самолета. Среди них были родственники и друзья погибших в прошлом году...
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в прокуратуре Ненецкого автономного округа, «Ми-8» выполнял рейс «поселок Варандей - месторождение Тобойское (именно там работали погибшие в прошлом году шахтеры) - поселок Варандей». В 11.15 по пути с месторождения к поселку при заходе на посадку вертолет резко спикировал вниз. В результате катастрофы из 18 человек, находившихся на борту, один погиб. В прокуратуре не смогли уточнить, являлся ли он родственником кого-либо из погибших в прошлом году нефтяников или был выжившим тогда пассажиром самолета. Ясно одно, что оказался он в вертолете не случайно.
В тот же день прокурором НАО Владимиром Ивановым по факту аварии было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека). В прокуратуре говорят, что рассматриваются все возможные версии – и человеческий фактор, и возможная техническая неисправность. Известно, что в декабре прошлого года этот вертолет прошел капремонт, перед полетом осматривался (он принадлежит Второму архангельскому авиаотряду) – проблем не было. Сегодня в Варандее на месте крушения вертолета начала работать межведомственная авиационная комиссия, которая должна дать свое заключение о возможных причинах авикатастрофы.
Освящение храма в честь иконы «Всех скорбящих радость», построенного на месте прошлогодней аварии «Ан-24», пришлось отложить. Вместо богослужения в храме прозвучала заупокойная лития – и в память погибших в прошлом году, и в память новой жертвы авикатастрофы. (Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон летел на освящение часовни в другом вертолете).
Между тем, отдел генеральной прокуратуры в Северо-Западном федеральном округе продолжает расследование по делу прошлогодней аварии. Напомним, что16 марта 2005 года в Варандее разбился «Ан-24» авиакомпании «Кузбасс-авиа», совершавший рейс Уфа - Пермь. Тогда из 52-х находившихся на борту погибли 20 пассажиров-нефтяников (из 45) и два члена экипажа - командир и штурман.
Две версии - техническая неисправность самолета и человеческий фактор (по этой версии пилот, управлявший самолетом и сообщивший диспетчеру о визуальном наблюдении посадочной полосы, мог принять за таковую автомобильную дорогу) – рассматривала прокуратура в качестве причины авиакатастрофы сразу после аварии. Как сообщил тогда заместитель генпрокурора РФ в СЗФО Иван Кондрат, по показаниям одного из выживших членов экипажа - второго пилота Евгения Мезенцева, - на протяжении всего полета самолет был исправен, все приборы работали нормально. Вел самолет и общался с диспетчером аэропорта командир (погиб в авиакатастрофе). Показания остальных выживших членов экипажа подтверждают слова второго пилота. Замгенпрокурора восстановил тогда и ход событий.
В 13.35 по местному времени экипаж попросил разрешение на посадку в аэропорту Варандея (НАО). Самолет находился на высоте 1500 метров. Когда диспетчер разрешил посадку, экипаж начал снижение. В 13.40 пилот (предположительно – командир экипажа) сообщил, что видит посадочную полосу. Высота полета составляла на тот момент порядка 250 метров. После этого диспетчер визуально зафиксировал резкое снижение самолета. Машина резко накренилась на левое крыло и пошла вниз, в результате чего произошло столкновение с песчаными насыпями, приведшее к разрушению корпуса самолета и его возгоранию.
По факту катастрофы прокуратурой Ненецкого округа было возбуждено уголовное дело по части 3-й статьи 263-й УК РФ (нарушение правил движения и эксплуатации воздушных судов, повлекшее смерть двух и более человек), которое принял к производству отдел генпрокуратуры РФ по СЗФО. Недавно Иван Кондрат сообщил, что в ближайшее время в прокуратуре ожидают результатов летно-технической экспертизы, которая должна дать ответ, что же случилось с самолетом.
Пока что остается только удивляться столь трагическому стечению обстоятельств, когда практически в одном и том же месте 16 марта 2005 года и 11 марта 2006 года произошли две авиакатастрофы. Хотя, скорее, никакой мистики здесь нет – аварии с «Ми-8», увы, стали, скорее, закономерностью, нежели редкостью. Два года назад в связи с участившимися случаями падения «Ми-8» в ВВС России даже приостановили полеты вертолетов этого типа, за исключением машин, выполняющих специальные задания. Временный запрет на полеты был введен в связи с крушением вертолета «Ми-8» в Тульской области в июле 2004 года. Однако данное решение не распространялось на полеты гражданских вертолетов.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру