Военная (или скорее околовоенная) драма петербургского режиссера Артема Антонова «Полумгла» уже получила ряд крупных призов на больших кинофестивалях (например в Монреале, или у нас – Выборге) и не менее крупный скандал. Драматурги Игорь Болгарин и Виктор Смирнов (по их сценарию снимался «Адъютант его превосходительства») сделали все, чтобы фильм Антонова (также снятый по их сценарию) в прокат не вышел. Они писали гневные письма о искажении их замысла и требовали экспертизы в Министерстве Обороны на предмет вредоностности «Полумглы». Министерство проверило, но никакого криминала не нашло. 23 февраля «Полумгла» выходит на экраны нескольких петербургских кинотеатров.
Молодой режиссер Артем Антонов дебютирует в большом кино, но имя у него
есть. Его короткометражка «Столичный» пошумела на всех фестивалях – от
Петербурга до Америки. Итак, сюжет... Зима 44- 45-го года. Небольшая
деревенька Полумгла в Архангельской области. Мужиков практически нет – одни
воюют, другие уже не воюют. В эту деревеньку прибывает группа пленных
немцев, под командованием лейтенанта Емельяна Анохина. Анохин получил
орден и звание Героя за успешную операцию, но из-за ранения на фронте
находиться не может. Командование поручает ему возглавить строительство
радиомаяка (), которое и будут осуществлять пленные.
Нетрудно догадаться, что Анохин не слишком рад общению с врагами. Не в
восторге от таких гостей и жители Полумглы. И тут-то, в долгой перестройке
живущего войной сознания, и кроется главный конфликт фильма. Идея не новая,
– можно вспомнить и «Кукушку» Рогожкина, и многие другие фильмы о том, как
недавние враги учатся жить вместе.
Чем же так недовольны написавшие сценарий к фильму Болгарин и Смирнов, откуда их негодование, что посмел исправить в нем Артем Антонов? Дело в том, что в их сценарии все заканчивается довольно светло – научившиеся жить вместе русские и немцы
расстаются, селянки, образно говоря, машут платочками и утирают слезы, а
немецкие военнопленные движутся дальше навстречу судьбе. Антонов в такой
финал не поверил. В его фильме (уж извините, что рассказываю сюжет, но дело
тут не в нем, а в характерах) немцев, ставших ненужными военному
командованию, расстреливают.
Это «антироссийская картина, в которой наши сограждане, выдержавшие все
тяготы войны, выглядят жестокими ублюдками», - пишет в своем открытом письме
Игорь Болгарин. Позволю себе не согласится с драматургом. «Антивоенная», да. «Страшная», да. Но никак не «антироссийская».
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру