В Ленинградском зоопарке не первый год идет открытая война. То города с руководством, то руководства с подчиненными, то подчиненных с руководством. Разоблачительные открытые письма появляются с завидной регулярностью. Сегодня «всплыло» очередное. Правда, ни зверям, ни посетителям от этого не легче.
В Петербурге есть ряд «культурных» объектов, которые то и дело оказываются в эпицентре скандалов. Один из них – Ленинградский зоопарк, где не первый год идет открытая война. То города с руководством, то руководства с подчиненными, то подчиненных с руководством. Разоблачительные открытые письма появляются с завидной регулярностью. Сегодня «всплыло» очередное.
Открытое письмо коллектива зоопарка губернатору Петербурга Валентине Матвиенко опубликовано сегодня на одном из петербургских сайтов. Под посланием – более 30 подписей. В письме – 7 фактов, которых, по мнению авторов, должно быть достаточно для того, чтобы подвергнуть работу руководства тщательной проверке и решить вопрос о соответствии занимаемой должности директора зоопарка Ирины Скиба.
Что же вменяет коллектив руководителю? Пожар в здании на Сенной площади, в котором погибли десятки редчайших рептилий. Гибель жирафа Гамлета от острой сердечной недостаточности. Оказывается, что она развилась на фоне травматического болевого шока, который жираф испытал, упав в павильоне и повредив тазобедренный сустав. Падение же якобы произошло из-за того, что в павильоне, по распоряжению директора, сделали скользкое покрытие. Та же Ирина Скиба якобы распорядилась кормить животных недоброкачественными продуктами из «Метро», несмотря на сопротивление главного ветеринарного врача зоопарка и других специалистов. От этого животные болеют. И вообще, дирекция разбазаривает коллекцию зоопарка, продавая частникам животных, занесенных в Красную книгу. Приводятся так же факты замалчивания болезней питомцев (так, например, было с барсенком Гулей, который должен был стать подарком казанским коллегам к 1000-летию города) и запретов на оказание им помощи со стороны ветврачей, что кажется совсем диким.
Не менее половины письма посвящено «геноциду «неугодных работников и специалистов зоопарка». Несогласных с политикой руководства прессуют, незаконно увольняют, заставляют заниматься «непрофильной деятельностью с грубым нарушением санитарных норм». Так, например, было с начальником отдела информационных технологий Борисом Тополянским. С нарушениями была уволена завлабораторией и главврач ветклиники зоопарка Елена Бабийчук и многие другие, - пишут в письме.
В заключение авторы письма призывают губернатора прекратить «царствование» нынешнего директора, «иначе скоро все лучшие специалисты, люди с богатейшим, а, главное, уникальным опытом работы с редкими и экзотическими животными, будут уволены или вынуждены уйти сами! А ведь зоопарк это не стены и клетки, зоопарк – это люди и звери!».
Напомним, что недели не прошло, как было опубликовано открытое письмо научного сотрудника зоопарка Бориса Тополянского и других, в которых также клеймили положение в зоопарке. Чуть раньше коллектив зоопарка был доволен новым директором (как наконец-то сменившим ничего не смысливших в этом деле временщиков). Тогда критиковали Корнеева, к которому выдвигало претензии руководство города. Еще совсем недавно корреспонденту «Фонтанки» довелось держать в руках письмо коллектива зоопарка, также адресованное губернатору, где в адрес Ивана Корнеева было выдвинуто не меньше обвинений, чем в адрес Скибы. Но оно не было опубликовано. В общем, «война и немцы» в зоопарке не первый год. Как метко подмечено, «зоопарк – это люди и звери».
Директор зоопарка Ирина Скиба появлению письма «в эфире» не была удивлена. Но пояснила, что коллектив состоит из 300 человек, а не из 30. Как заявила она корреспонденту «Фонтанки», многие из авторов письма – уже бывшие сотрудники или «стоящие на пороге» (скорее всего, это те «жертвы произвола», о которых упоминалось в письме). А другие работают год или чуть больше, и никак не могут считаться специалистами зоопарка.
По мнению Ирины Скиба, подписываясь под письмом, большинство помнило о личных обидах – кому-то не нравится распорядок дня, кто-то недоволен тем, что вскрылись их злоупотребления. Подписавшие письмо сотрудники ветклиники не обиженными быть не могут, их разогнали за то, что клиника по сути дела работала не на зоопарк, а на частных лиц – врачи помогали животным на стороне, а не своим питомцам. Хромала в клинике и рабочая дисциплина.
Все письма, утверждает директор зоопарка, подписывают одни и те же люди, которые при конструктивном разговоре даже не могут сказать, чем они недовольны: «Сложных требований-то нет: приходи и работай, получай деньги». Накануне нового года в зоопарке закончилась налоговая проверка. «Если бы были серьезные претензии к руководству, - говорит Ирина Скиба, - директора давно бы сняли вышестоящие руководители».
Выступления, уверена Скиба, не прекращаются потому, что экс-директор зоопарка Иван Корнеев «держит руку на пульсе» и, если не может выступить сам, выступает через недовольных. А ведь каждый «сигнал», особенно обнародованный в СМИ, - это повод к проверке. Так и живет зоопарк, встречая и провожая проверяющих. Не говоря уже о том, что раскол в коллективе не дает работать. «А работать очень хочется, тихо и спокойно, - говорит Ирина Скиба». Как известно корреспонденту «Фонтанки», примерно также рассуждает и руководство Комитета по культуре: «Не мешайте зоопарку работать, и все будет нормально».
Мы не специалисты и не знаем, при ком на самом деле хорошо животным. Но как «homo sapiens» понимаем, что работать, не вылезая из окопов, трудно. Помните у Булгакова: «А где дворники? Дворники на собрание ушли»... То же самое происходит и в зоопарке: все ходят на собрания в свои «кружки по интересам», а животные болеют, тоскуют и умирают. И какая разница, кто при этом руководит?
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру