Сегодня в Мариинском театре состоится большая премьера. Оперу «Фальстаф» на музыку Верди и либретто Арриго Бойто ставит в Петербурге модный московский режиссер Кирилл Серебренников.
В активе Серебренникова немало премий - телевизионная «Тэфи», молодежная «Триумф», премия Станиславского, «Чайка», «Хрустальная Турандот». Но все его работы – и фильмы, и МХАТовские постановки, вызывают у критиков и зрителей неоднозначную реакцию. Одна из последних его постановок – «Голая пионерка» с Чулпан Хаматовой, возможно и вызвала самую большую бурю возмущений. Повесть Михаила Кононова печатать то боялись, не то что ставить на сцене.
Впрочем, «Фальстаф» - совсем другая история, и первый опыт режиссера в постановке оперы. Историю, судя по всему, Серебренников перенесет из оригинального времени в наш век. Ограничится ли этим вмешательство режиссера-радикала в классический театр?
«Фальстаф» - из поздних произведений Верди, опера комедийная, легкая и очень сложная для исполнения. С последним в Мариинском театре без сомнения справятся легко, а комедийную легкость, видимо, как раз и должен привнести Кирилл Серебренников.
Музыкальная комедия в трёх действиях написана Верди по мотивам Шекспировских «Виндзорских проказниц». Роль старого, толстого и весёлого сэра Джон Фальстафа, большого любителя женщин, призван исполнить заслуженный артист России Виктор Черноморцев, лауреат «Золотого софита» и «Золотой маски». Комедийный репертуар для Черноморцева не очень свойственен, но в профессионализме этого артиста сомневаться не приходится. Решивших подшутить над «пивной бочкой» проказниц будут исполнять Мзия Ниорадзе (Далила из «Самсона и Далила»), Оксана Шилова (Наяда в «Ариадне на Наксосе») и Людмила Дудинова (Марфа из "Царской невесты", Снегурочка из «Снегурочки», Людмила из «Руслана и Людмилы»).
Впрочем, Фальстаф, видимо, не будет сэром, да и многое другое изменится. "Фальстаф" – это притча. В этой опере много грустного. Да и история жестокая, поэтому ставить "Фальстафа" сегодня, уверен Серебренников, без "жестких вещей" нельзя. Все эти сильфиды не могут напугать Фальстафа, если история происходит в наше время, нужно что-то другое. И у нас решение жестковатое, в чем-то непривычное..." – говорит Кирилл Серебренников.
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру