Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Шутов дожил до приговора

Шутов дожил до приговора

534
Юрий Шутов. Ещё на свободе...

В «Крестах» началось оглашение приговора по так называемому «делу Шутова». По этому случаю в следственном изоляторе N1 были применены беспрецедентные меры безопасности. Так, как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в городском суде Петербурга, на ближайшие три дня отменяются любые заседания: все силы городского отделения службы судебных приставов стянуты в изолятор.

В клубе «Крестов», где слушался весь судебный процесс, собралось не менее трех десятков бойцов, которые сплошной стеной оградили клетку подсудимых от родственников и адвокатов. При этом для журналистов, которым по всем раскладам места в зале не хватало, был оборудован отдельный зал, куда процесс транслировался в видеорежиме.

Доставляли подсудимых в зал по одному. Подсудимый депутат Законодательного собрания Петербурга Юрий Шутов признаков жизни не подавал. А Айрат Гимранов, его предполагаемая «правая рука», перед процессом на чистейшем русском языке заявил (напомним: весь процесс он говорил исключительно на татарском, требуя переводчика) о том, что его утром в камере избили сотрудники изолятора.

Оглашение одних только статей УК, по которым обвиняются подсудимые, заняло не менее четверти часа. По данным следствия, Юрий Шутов, Айрат Гимранов и Сергей Денисов признаны виновными в том, что в 1997-м году создали преступную группировку, которая к февралю 1998-го года насчитывала уже около десяти человек, вооружили ее и руководили ей. При этом Шутов сразу взял на себя роль лидера, а Денисов и Гимранов стали его ближайшими помощниками. Последние двое занялись подбором «команды»: прошедших «горячие точки» военных (снайперов, специалистов взрывного дела и рядовых людей, морально способных убить человека). С каждым кандидатом Шутов беседовал лично в собственном офисе на третьем этаже гостиницы «Санкт-Петербург».

По версии обвинения, к концу 1998-го года «банда Шутова» состояла уже из трех киллерских бригад, была вооружена, не считая холодного оружия, пистолетами, автоматами, снайперскими винтовками, а также взрывными устройствами и взрывчатыми веществами. Все это хранилось в тайниках на станции метро «Звездная» и в авто-боксах ООО «Мазда». Все члены банды регулярно собирались либо в принадлежавшем Шутову магазине «Адмирал» на Васильевском острове, либо в вагончике за постом ГАИ на 15-м километре Мурманского шоссе. Кроме того, «шутовские боевики» периодически выезжали на полигон Псковского воздушно-десантного полка, где поддерживали на должном уровне свои стрелковые навыки. Непосредственное руководство группировками осуществляли Айрат Гимранов, Сергей Денисов и Евгений Николаев: они назначали непосредственных исполнителей преступлений, вооружали их соответственно каждому конкретному «делу», из их рук те затем получали свои вознаграждения. Шутов же, взяв курс на городскую политику, контактов с рядовыми членами банды избегал. Тем не менее, по версии обвинения, именно он принимал все принципиальные решения: ему поступали заказы на убийства, он утверждал способ убийства, а также давал указания о похищениях людей, выбивании долгов и т.д.

Напомним, что по итогам прений обвинение «оставило» за подсудимыми 20 эпизодов из 25. Оглашенная сегодня мотивировочная часть затронула лишь два эпизода: заказное убийство заведующего юридической консультацией N 30 СПбГКА Игоря Дубовика в феврале 1998-го года и убийство предпринимателя Александра Алексеева в мае 1998-го года.

Исполнителем первого обвинение считает подсудимого Сергея Лагуткина. Согласно его показаниям на предварительном следствии (в суде он показаний дать не смог, так как был удален из зала до конца судебных прений), в 20-х числах февраля 1998-го года он, следуя предоставленным ему Гимрановым инструкциям, засел в машине у дома 12 по улице профессора Попова на Петроградской стороне. Там он дождался момента, когда в арку этого дома въедет указанный ему ранее красный «БМВ», после чего, согласно ранее проведенным подсчетам, у него было более 30-ти секунд на то, чтобы войти под арку следом и разрядить свой ПМ в голову водителю – автомобиль стоял в арке, дожидаясь открытия автоматических ворот. Лагуткин, держа руку с пистолетом в черном целлофановом пакете, вошел в арку, подошел к «БМВ» и произвел 4 выстрела в боковое водительское стекло. Увидев, что потерпевший вышел из машины, он произвел еще 4 выстрела ему в лицо и покинул место преступления. Адвокат Игорь Дубовик скончался на месте.

Второе убийство, по данным обвинения, совершил Алексей Николаев. В полночь 15 мая 1998-го года у ворот дома 29 по улице Типанова он аналогичным образом подкараулил джип «Чероки», принадлежавший бизнесмену Александру Алексееву и произвел ему в голову 2 пистолетных выстрела. Согласно исследованным судом доказательствам, это убийство было санкционировано Шутовым из-за того, что Алексеев задолжал Гимранову большую сумму денег и не смог рассчитаться, так как партия водки, которую он приобрел под реализацию, была арестована таможней.

После оглашения этих преступлений суд объявил перерыв до 16 февраля.

Напомним, что беспрецедентными в этом деле были не только меры безопасности на приговоре. Весь процесс, по оценкам адвокатов, не имеет аналогов в судебной практике. Так, все основные подсудимые были удалены из зала суда еще во время судебного следствия с формулировкой «за нарушение порядка», и были возвращены лишь для произнесения последнего слова. Сам Юрий Шутов за весь процесс пришел в себя лишь единожды, а в остальное время признаков жизни не подавал. Не раз его увозили из зала суда с приступами гипертонического криза. Суд за время судебного следствия рассмотрел и отклонил более тридцати адвокатских отводов, и еще около сотни просто не принял к рассмотрению.

Напомним также, что в судебных прениях обвинение потребовало самому депутату, Айрату Гимранову и Сергею Денисову, а также предполагаемым исполнителям заказных убийств Евгению Николаеву и Александру Лагуткину пожизненного лишения свободы. Для остальных фигурантов «дела Шутова» гособвинение потребовало назначить различные сроки наказания, максимальный из них – 25 лет. Для одного из подсудимых – Сергея Пессонена прокурор просил 3 года лишения свободы условно с таким же испытательным сроком. Причем, с учетом уже проведенного в следственном изоляторе времени, гособвинитель счел возможным просить для Пессонена досрочного освобождения.

Павел Горошков,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях