В Петербурге обнаружилось очередное ноу-хау. Находчивые парни придумали способ почти законного отъёма чужой недвижимости таким образом, чтобы в выигрыше были не только они, но и государство. Основной составляющей схемы по присвоению чужой недвижимости выступают чиновники ФНС.
Фамилии и названия печатать не будем - несвоевременно и пока юридически некорректно. Специально обученные люди в погонах набирают соответствующий материал, не будем вредить процессу. А саму схему опишем - она заслуживает того ввиду бесспорной изящности и какой-то удивительной способности не вступать в явное противоречие с уголовным законодательством.
Итак, расстановка сил. Есть некое предприятие, на балансе которого имеется привлекательный объект недвижимости. Руководителя этого предприятия собственные карманы волнуют намного больше, нежели процветание бизнеса. Ещё есть фигура в тени. Назвать можно как угодно в рамках полёта фантазии.
Руководитель принимает стратегическое решение подзаработать. Он дружит с фигурой в тени, которая всегда открыта для взаимовыгодного сотрудничества. Фигура учреждает какое-нибудь ООО. Руководитель нашего предприятия заключает с этим ООО договор, согласно которому предприятие должно поставить в ООО чрезвычайно важный товар - например, несколько рулонов туалетной бумаги за 100 рублей. Предприятие, естественно, с этой задачей справляется блестяще. Наступает час расплаты, во время которого теневая фигура из ООО совершает роковую ошибку - отправляет на банковский счёт предприятия не определённые договором 100 рублей, а, например, миллион. Ну, запутался бухгалтер в нулях, с кем не бывает! Сумма роковой ошибки должна соответствовать балансовой стоимости принадлежащего предприятию объекта недвижимости, ради которого всё это затевается. Ошибочный миллион, как и полагается, в течение трёх банковских дней, а на практике значительно быстрее, падает на счёт предприятия, откуда технично и сразу (это важный момент - чтобы сразу) перетекает в бюджет, потому что предприятие как раз в этот момент задолжало кучу денег неуплаченных налогов, отчего соответствующее подразделение бдительной налоговой службы уже арестовало банковский счёт предприятия, чтобы сразу же отправить в государеву казну любой поступивший на него платёж.
Понятно, что талантливый руководитель всегда может позаботиться заранее о том, чтобы счёт Предприятия из-за налоговых неплатежей был арестован.
Нужный сотрудник нужного отдела Федеральной налоговой службы заранее простимулирован: ошибочный миллион должен попасть в бюджет сразу, пока другие заинтересованные лица (например, учредители предприятия) его не заметили.
Теневая фигура из ООО штурмует руководителя предприятия письмами: мол, верните миллион, ваша паршивая туалетная бумага столько не стоит! У нас в договоре сто рублей записано! Руководитель предприятия, конечно же, отвечает, что он бы с удовольствием, но не может по объективным причинам: деньги уволокли в бюджет налоговые органы. Теневая фигура обращается в указанные органы, откуда получает аргументированный ответ в том смысле, что миллион действительно взыскан в счёт неуплаченных налоговых платежей и находится в бюджете, откуда, ясное дело, достать его возможным не представляется.
Теневая фигура не унывает, она обращается в арбитражный суд, где принимается единственно правильное законное решение: взыскать и обратить взыскание долга на имущество должника (именно то здание, принадлежащее предприятию). И после всего «грамотно» провести торги (см. комментарий).
Руководитель предприятия, конечно же, жалуется в вышестоящую судебную инстанцию, потом ещё в одну, но всё без толку. Не может вышестоящая инстанция отменить верное с точки зрения закона решение. Однако, все видят, что руководитель борется за имущество родного предприятия до последнего. К сожалению, ничего не получается.
Финал приятен для всех. Проведя «удачно» торги и получив «нужного покупателя» здания, теневой фигуре и руководителю Предприятия остается только получить полученный куш от торгов.
Константин Шмелев
Комментарии юриста
Приведенная схема захвата чужой собственности, конечно же, не является распространенной, не наблюдается в каждом втором случае рейдерства и, скорее всего, представляет собой единичный случай, нежели типичное явление. Как видно из сути схемы, она построена на четко просчитанном взаимодействии следующих лиц. Руководитель предприятия искусственно создает задолженность перед бюджетом, не оплачивая обязательные платежи в соответствии с поданной налоговой декларацией. Главный бухгалтер закрывает на это глаза и не обращает внимания на внезапно поступивший платеж от контрагента. Коррумпированный сотрудник налоговой инспекции обеспечивает направление в адрес предприятия и обслуживающего банка требования о списании налога в четко определенный день. Обслуживающий банк должен в тот же момент списать деньги с расчетного счета в пользу бюджета. Просчитанное взаимодействие обеспечивает аферу в один час, благо для заговорщиков электронные платежи моментальны.
Что касается суда, то передача недвижимости в пользу теневого ООО автоматически невозможна, имущество может быть арестовано по денежному иску ООО, затем оно продается приставом-исполнителем на торгах. Тем не менее заранее подготовленная почва в суде (все судебные инстанции принимают решения в пользу ООО в кратчайшие сроки) и службе приставов (быстрая продажа с торгов и обеспечение нужного покупателя) делают схему реальной и реализуемой. Схемы с использованием службы приставов наблюдаются достаточно часто, ведь победитель торгов является «добросовестным приобретателем», а это, как известно, фактически лишает предприятие шансов на возврат своей недвижимости.
Управляющий партнер Константин Крутильников
Рекомендации и текст полностью читайте в свежем выпуске газеты «Тайный советник» от 13 февраля