Нездоровая в последнее время тенденция в нашем кинематографе. Такое ощущение, что российского зрителя пытаются убедить: во времена Великой Отечественной защитников Родины нужно было вербовать под угрозой тюрьмы. Сначала «Штрафбат», теперь - вышедший 2 февраля на экраны российских кинотеатров фильм «Сволочи» по книге Владимира Кунина. В «Сволочах» рассказывается душещипательная история детской военной школы диверсантов-камикадзе, которых НКВД собирает по тюрьмам и отправляет для подготовки в Казахстан. «Диверсионная школа Вишневецкого невидимо располагается на тысячу метров выше знаменитого Медео» - рассказывает Кунин в своей книге (по стилю больше похожей на киносценарий).
Все это, конечно же, «историческая правда» и «по реальным событиям». Ведь все это происходило с самим автором книги. По крайней мере, так Владимир Кунин утверждает в своих интервью и в послесловии к мюнхенскому изданию «Сволочей». Раньше писатель якобы молчал об этом эпизоде в своей биографии «по понятным причинам». Кунин вспоминает, как его мать умерла в первые месяцы блокады, сам он был эвакуирован в Среднюю Азию. Бежал из детского дома, примкнул к банде, попал в тюрьму, в которую как-то и пришли двое из НКВД с вопросом: «Хочешь искупить свою вину?».
С одной стороны, не верить Кунину не хочется, – автор сценария к «Хронике пикирующего бомбардировщика» и нашумевшей «Интердевочке» Петра Тодоровского,военный летчик, знаменитый цирковой артист, писатель-эмигрант, – жизнь Владимира Кунина богата событиями, почему бы в ней не быть и такого, и с чего бы ему опускаться до вранья?
"... Больше сорока четырнадцати— и пятнадцатилетних мальчишек участвуют в этом бессмысленном и жутком побоище... Двенадцать взрослых, очень сильных физически, тренированных энкаведешных мужиков, мастеров спорта СССР — альпинистов, горнолыжников, снайперов, специалистов рукопашного боя — растаскивают и расшвыривают пацанов по всему спортгородку школы, но прекратить этот кошмар им никак не удается!.. Хрипы, стоны, крики, глухие удары, мат, визг пацанов заглушают крики взрослых, которым в этой свалке тоже достается, несмотря на всю их профессиональную выучку. И только пятеро не участвуют в драке — два пленных немца, преподаватели горно взрывного дела...»
Извините меня, господин Кунин, но, я в это все же не верю. Хотя многие, как и после «Штрафбата», будут с серьезными лицами рассуждать о ставшей наконец доступной нам суровой правде войны. А на самом деле никаких документов, подтверждающих существование диверсионных детских школ НКВД никому из интересовавшихся темой (по нашим данным) найти не удалось. Да и тон выступлений и автора книги, и режиссера Александр Атанесяна в последние дни как-то странно изменился. Вместо рассказов об исторической правде в своих интервью они вдруг заговорили о ценности художественного вымысла.
«Художественный вымысел», кстати, на треть (а бюджет фильма несколько миллионов долларов) оплатило российское государство в лице федерального агентства по культуре и кинематографии. Если бы «Сволочи» были среди множества фильмов о героях войны, то это еще можно было бы понять. Но в прошлом году 60-летие победы мы отметили с «Штрафбатом» и развесистой клюквой о подводнике Маринеско. В этом - еще «подарок». Возможно, это кому-нибудь надо?
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру