В январе правоохранительные органы традиционно подводят итоги своей работы за год минувший и анализируют криминогенную обстановку в стране в целом и в каждом из субъектов РФ, в частности. «Фонтанка» сравнивает данные статистики криминальной жизни страны и ее северной столицы. И хотя мы обладаем только предварительными данными, вывести некие закономерности можно.
В минувшем году в России, по официальным данным МВД, зарегистрировано более 3,5 миллиона преступлений, что на 20% больше, чем в 2004-м, - тогда прирост числа зафиксированных правонарушений составил всего 5 процентов. Если два года назад рост преступности отмечался в 57-ми субъектах РФ, то в минувшем году – уже в 84-х (плюс 27). Соответственно, снижение преступности в 2005-м было отмечено всего в 4-х субъектах РФ, тогда как в 2004-м более-менее стабильной обстановка оставалась в 32-х.
«А что в России?» - « Воруют...»
Основной тенденцией криминальной России, как и прежде, остается рост числа имущественных преступлений – краж, грабежей, разбоев. Петербург – не исключение. Грабежей по линии криминальной милиции в прошлом году зафиксировано 12 тысяч (прирост 6,3 процента), разбоев – 4,5 тысячи (прирост – 3,6 процента), краж (в крупном и особо крупном размере) – более 13,7 тысяч (еще по линии милиции общественной безопасности зарегистрировано более 32 тысяч мелких краж). Рост числа имущественных преступлений соотносится с распространением по городу наркомании - число наркоманов, преступивших закон, в 2005 году возросло на 167 (!) процентов. Хотя непосредственно преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в городе по линии КМ зафиксировано не так уж и много – 3787 (прирост 4,6 процента). В России в целом, по данным МВД, выявлено более 175 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 16,8 процента больше, чем в 2004-м.
В сфере незаконного оборота оружия в России в минувшем году количество преступлений возросло на 5%, а хищений и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных веществ – на 4,6. Правда, немного снизилось число применений оружия. Наибольшее же количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается (как и прежде!) в Петербурге (1404 преступления), Свердловской (1228), Московской (977), Иркутской (863) областях, Москве (835) и Челябинской области (828). То есть наши переплюнули даже столичных «коллег». Однако драматизировать ситуацию тоже не стоит. Статистические данные касаются применения не только огнестрельного оружия, - любого. Так что не заявлять, что Питер стал гангстерским Чикаго, не надо.
Хаотичные миграционные процессы и в стране и в ее северной столице не могут не отражаться на криминогенной обстановке. В 2005 году в России иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено более 51 тысячи преступлений. А в отношении лиц той же категории – более 13 тысяч (на 29 процентов больше, чем в 2004-м году). В Петербурге число преступлений в отношении иностранцев увеличилось также на 10 процентов.
Зато в Петербурге стало меньше убийств, по-прежнему не было (и, дай Бог, не будет!) террористических актов, снижается число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Хотя последнее не утешает: в самых резонансных криминальных событиях 2005-го года (нападениях на студентов, как русских, так и иностранных) наша молодежь приняла самое «деятельное» участие.
Впрочем, недаром говорят: все науки создал Бог, а статистику – Дьявол. Судить о том, как мы живем, только по количеству зарегистрированных преступлений – неправильно. В этом уверен депутат Законодательного Собрания, председатель Комиссии по законности и правопорядку (и сам бывший милиционер) Аркадий Крамарев. По его мнению, оценивая работу милиции по критерию регистрации, государство само толкает милиционеров на фальсификацию данных. Что же касается обстановки в Петербурге, депутат называет ее «стабильной», не отмечая ничего сверхъестественного.
Гражданин уполномочен заявить куда угодно
Между тем, с 25 января в России начинает действовать новый порядок приема от граждан сообщений о преступлениях. Сегодня о нем московским журналистам рассказал замминистра МВД Александр Чекалин.
- Если даже у человека украли сумку, он может обратиться, например, в противопожарную службу, сотрудники которой должны принять заявление и передать его в милицию, - заявил он.
В пресс-службе МВД корреспонденту «Фонтанки» сообщили, что делается это по тому же сценарию, что и объединение всех чрезвычайных служб – когда телефон пожарных «01» стал телефоном единой службы спасения.
Мы попросили сотрудников правоохранительных органов дать предварительную оценку нововведению. В структурах, на которые возлагаются новые обязанности, новшества пока не комментируют, потому как фактически ничего о них не знают. И вообще, там приказы не обсуждают, а исполняют. И что из этого выйдет – покажет время. Оперативники лишь отметили, что в целом ряде случаев их работа строится на «горячих следах» преступников, а уж если из одного отдела в другой в системе ГУВД документы идут неделями, то теперь представить скорость их передвижения вообще невозможно.
Сомнений «Фонтанки» в том, что нововведение благотворно повлияет на процесс раскрываемости преступлений в МВД не разделили и пообещали, что «все будет хорошо».
Между тем, не только журналисты находятся в недоумении по поводу нововведения. «У меня есть сомнения в эффективности этой меры, и я не знаю, к чему она приведет, - заявил в интерьвю «Фонтанки» Аркадий Крамарев. – Функций возбуждения уголовных дел и их расследований ни у кого, кроме милиции и прокуратуры, нет».
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру