Смольный регламентировал порядок взаимодействия федеральных и региональных ведомств при обнаружении и ликвидации взрывоопасных предметов на территории города. Дабы облегчить труд саперов, строительным компаниями предложено самостоятельно проводить работы «по поиску, обнаружению и обезвреживанию взрывоопасных предметов».
Всего минным делом в Санкт-Петербурге занимается сразу пять силовых структур – главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу, Северо-Западный региональный центр этого же ведомства (СЗРЦ), ГУВД, Управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленобласти, а также штаб Ленинградского военного округа. Им должны помогать органы исполнительной власти и местного самоуправления. Констатировав увеличение в стране количества террористических актов, а также фактов обнаружения боеприпасов времен Гражданской и Великой Отечественной войн, правительство Санкт-Петербурга попыталось наладить совместную работу всех ведомств. Соответствующее положение было включено в реестр нормативных актов 11 января 2006 года.
Он у бомбы будет первым
Взрывоопасными предметами Смольный признал авиационные бомбы (в том числе авиационные кассеты, зажигательные баки), ракеты и их боеголовки, артиллерийские снаряды, минометные мины, боеприпасы для противотанковых ракетных комплексов и гранатометов; патроны для авиационных пулеметов, пушек и стрелкового оружия, гранаты, морские боеприпасы, инженерные, химические и специальные боеприпасы, взрывчатые вещества, штатные боеприпасы с самодельными доработками или кустарно переснаряженные, а также самодельные взрывные устройства. Петарды и иная пиротехника интереса для саперов не представляет.
Информация о найденной взрывчатке должна поступать на пульт «01». Одновременно сведения передаются в дежурную часть ГУВД и военный комиссариат. Для первичной оценки находки (а бомба ли это?) вызывается инженерно-техническая служба ОМОНа или взрывотехническое подразделение Управления ФСБ. Заявки на обезвреживание и уничтожение армейских боеприпасов рекомендовано через районные военные комиссариаты отправлять в Управление инженерных войск Ленинградского военного округа. Видимо, снаряды не считаются столь опасными (сколько времени сообщение будет идти по кабинетам военных, неясно). А вот разминированием авиабомб займется МЧС России. На милицию возложена обязанность обеспечить охрану находки, на районные власти – эвакуацию населения и его оповещение.
Каждый охотник обязан знать
Особое значение, по мнению Смольного, имеет организация пропагандисткой работы среди населения. Она должна проводиться силами районных администраций, МЧС, РУВД и военных комиссариатов «путем проведения индивидуальных бесед с населением о правилах безопасности при обнаружении подозрительных предметов, издания специальных плакатов, литературы, памяток, демонстрации кинофильмов по правилам безопасности при обнаружении бомб, оформления фотостендов, а также посредством радио и телевидения».
Что же должен знать каждый петербуржец? Посредством всех средств коммуникации все должны получить «сведения о взрывоопасных предметах, которые могут встретиться на данной местности, их внешнем виде, основных характеристиках и типах». Какие местные особенности есть на Васильевском острове или в Московском районе – не разъясняется. Население следует также информировать о возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов – на сколько метров убегать), правилах поведения при обнаружении бомбы, а также порядок эвакуации из опасной зоны и о местах укрытия.
Звенит или не звенит?
Правительство Санкт-Петербурга предложило строительным компаниям проводить превентивные меры по предупреждению взрывов. Они должны «для обеспечения безопасности строительных работ при реконструкции и новом строительстве в обязательном порядке включать в подготовительные работы мероприятия по поиску, обнаружению и обезвреживанию взрывоопасных предметов».
Насколько добровольным будет этот обязательный порядок, не разъясняется. Также как и не ясно, кто будет проводить поиск и обезвреживание бомб. Сами строительные фирмы взрывать обнаруженные бомбы или извлекать запал уж точно не уполномочены.
Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру