Виктор Николаевич Козлов – старейший кларнетист Петербурга. Общественности города он известен как участник исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в 1942 году в блокадном Ленинграде.
Во всем мире принято, чтобы пенсионер, выйдя на заслуженный отдых, предавался сладкому ничегонеделанию и писал мемуары для истории. Но во всем мире нет ничего подобного нашим ветеранам – блокадникам. Дело в том, что Виктор Николаевич решил
вновь взяться за кларнет.
Чтобы оценить подобный шаг, надо знать, что профессия музыканта-духовика требует много отдачи, как в творческом, так и в физическом аспекте. По российскому законодательству кларнетисты уходят на пенсию спустя 25 лет после начала работы в оркестре. Если юноша работает кларнетистом с 20 лет, в 45 лет он уже пенсионер в полном соответствии с законом РФ. Очень немногие кларнетисты в мире, способны играть на любимом инструменте в возрасте 50 лет – далее не позволяет здоровье.
Как выяснилось, Виктор Николаевич Козлов не боится своих лет и не прислушивается к стереотипам. В конце осени старейший кларнетист России обратился в некоммерческий Союз кларнетистов Петербурга с просьбой подыскать инструмент старинной немецкой системы. Именно на таком инструменте Козлов исполнял свою партию в «Блокадной симфонии». (Свой кларнет - тот, на котором он играл на легендарном концерте в Большом зале Ленинградской филармонии в далёком 1942 году, Виктор Николаевич принес в дар музею «А музы не молчали», расположенному в одной из петербургских школ).
Молодые коллеги Козлова разыскали кларнет именно той модели и вручили в подарок на Рождество Виктору Николаевичу.
Уже несколько дней как старейший кларнетист нашего города восстанавливает моторику пальцев и потихоньку играет у себя дома. И это все в 84 года.
Санкт-Петербург теперь может вновь продемонстрировать всему миру небывалую выносливость ленинградских музыкантов, дошедших от блокады до наших дней, как
пример великой любви к жизни и своей родине.
Странно только, что на просьбу заслуженного человека откликнулись исключительно его молодые коллеги. Музыкальные магазины и руководители официальной культуры Петербурга предпочли отмолчаться.
А.Майстренко,
С.Милорадов,
специально для Фонтанки.ру