По указанию президента России до 1 января 2006 года следственные изоляторы ФСБ должны быть преданы в ведение ГУИНа. Ранее правозащитники усмотрели нарушение интересов подозреваемых, содержащихся там: они вынуждены в течение 24 часов находиться под «оком» тех же, кто ведет следствие и доказывает их вину.
В настоящее время подозреваемые и обвиняемые в любых уголовных преступлениях содержатся в учреждениях Минюста (Главного управления исполнения наказаний), изоляторах временного содержания органов внутренних дел, а также соответствующих учреждениях федеральной службы безопасности.
Правозащитники усмотрели в этом нарушение интересов подозреваемых: они вынуждены в течение 24 часов находиться под «оком» тех же, кто ведет следствие и доказывает их вину. Были факты и давления, и нарушения прав на адвокатскую тайну (гражданин и защитник вынуждены вести конфиденциальные беседы в помещениях, оборудованных ФСБ). Позицию правозащитников поддержала Парламентская ассамблея Совета Европы, а в июле 2005 года – Президент России.
8 декабря Правительство России одобрило законопроект, предусматривающий передачу уголовно-исполнительной системе в установленном порядке следственных изоляторов органов ФСБ. По указанию Владимира Путина изоляторы должны перейти в ведения уже до 1 января 2006 года до 1 января 2006 года. Для содержания соответствующих лиц численность сотрудников ГУИНа планируется увеличить на 430 человек.
Министр юстиции РФ Юрий Чайка признал, что это делается в «целях создания дополнительных гарантий обеспечения прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Любопытно, но первым эту «идею гуманизма» – передачи тюрем и лагерей от органов безопасности в ведение Минюста, весной 1953 года предложил ... Лаврентий Берия.
Антон Одынец,
специально для «Фонтанка.ру»