«Пожалуйста, не лишайте свободы!» - этой фразой сквозь слезы закончил свое последнее слово подсудимый машинист Николай Бугаев, и на этом завершилось заседание по уголовному делу о ЧП на Балтийском вокзале, произошедшем 11 ноября 2002 года.
«Пожалуйста, не лишайте свободы!» - этой фразой сквозь слезы закончил свое последнее слово подсудимый машинист Николай Бугаев, и на этом завершилось сегодняшнее заседание по уголовному делу о ЧП на Балтийском вокзале, произошедшем 11 ноября 2002 года.
А началось это заседание с удовлетворенного судом ходатайства прокурора об изменении меры пресечения другому обвиняемому – слесарю-электрику Николаю Шапичеву: в связи с систематическими опозданиями на процесс он был взят под стражу. И продолжилось речью государственного обвинителя Сергея Бундина в прениях, где он просил приговорить машиниста Николая Бугаева к 5 годам лишения свободы, и к 4 годам – слесаря-электрика Николая Шапичева - с отбыванием срока в колонии-поселении.
Прокурор отметил в своей речи, что обвинение считает полностью доказанной вину подсудимых по части 3 статьи 263 УК РФ – «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». В частности потому, что подсудимые в ходе судебного следствия не отрицали совершения ими действий, которые вменяются им в качестве нарушений разного рода регламентирующих документов, оспаривая лишь незаконность этих действий. Так, Николай Бугаев не отрицает, что 11 ноября 2002-го года прибыл по поручению старшего мастера на электропоезд, чтобы произвести его обкатку, и, заметив сломанный манометр, но, не имея средств связи с мастером, отправился лично сообщать ему о неисправности. И, руководствуясь выводами экспертов института железнодорожного транспорта, прокурор утверждает, что машинист не имел права оставлять не приведенный в нерабочее состояние электропоезд в отсутствие там помощника машиниста, каковым электрик Шапичев не является.
Также и электрик Шапичев не отрицает вменяемых действий: он действительно выполнял проверку электрооборудования, для чего сам поднял токоприемник. Что, по мнению экспертов, при наличии обнаруженного впоследствии короткого замыкания в цепях могло послужить причиной начала движения электропоезда.
Адвокаты как Шапичева, так и Бугаева настаивали на невиновности своих подзащитных и требовали прекращения уголовного преследования. В качестве главного аргумента они использовали отсутствие, по их мнению, доказательств прямой причинно-следственной связи между действиями электрика и машиниста и началом движения электрички. Действия, совершенные тем и другим обвиняемым, по версии защиты, носили вполне законный характер, а «истинные причины аварии до сих пор не установлены». В этой связи адвокаты поставили под сомнение правильность выводов экспертизы: экспертам не предоставили данных о первых двух вагонах, в которых, по их мнению, и могла быть приведшая к трагедии неисправность, совершенно не связанная с действиями Бугаева и Шапичева.
Сам Николай Бугаев заявил, что к моменту его прибытия на электричку Шапичев находился там и выполнял работы уже более часа: без машиниста или помощника машиниста, по прямому приказу мастера ремонтного цеха. В связи с этим позиция защиты сводится к тому, что, если имеют место нарушения правил, то виноваты в этом не «стрелочники»-работяги, выполнявшие прямые приказы мастера и бригадира, а всеобщая неразбериха на железной дороге. И халатность, по мнению адвокатов, проявили не машинист и слесарь, физически не способные успевать везде, а вышестоящее начальство, поставившее задачу и не проконтролировавшее ее выполнение (мастер цеха Никоноров на допросе показал, что, отправив Бугаева на поезд, а сам отбыл на курсы повышения квалификации).
Напомним: 11 ноября 2002-го года «не приведенный в нерабочее состояние» покинутый Бугаевым и проверявшийся Шапичевым электропоезд с десятью вагонами набирая скорость, двинулся к платформе. Около 10.15 электропоезд со скоростью 41 км/ч выехал на платформу. В результате инцидента пострадали 13 человек. Четверо от полученных ранений скончались на месте, остальные получили травмы различной степени тяжести.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру