Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Ковчег детей

Ковчег детей

397

Когда знакомишься с историей, изложенной моряком и журналистом Владимиром Липовецким в своей книге «Ковчег детей, или невероятная одиссея» первое, что приходит в голову, это действительно – невероятно. 800 детей из голодного Петрограда в 1918 году совершили настоящее кругосветное путешествие, на которое ушло три года. Среди ребят от 6 до 15 лет оказались и те, кто прославил родину и город, - хореограф Леонид Якобсон, профессор Иванов, знаменитый биолог и соратник Вавилова. Ни они, ни другие участники путешествия никогда и никому не рассказывали об этом эпизоде из своей жизни. Никому, кроме самых близких людей.

Над книгой «Ковчег детей» автор работал 25 лет. Владимир Познер назвал это «литературно-историческим подвигом». На эту историю хабаровский моряк вышел совершено случайно, когда его судно ловило хека у берегов Аляски. «Зайди мы в порт Сиетла на день раньше, или на день позже, и я ничего не услышал бы об этом. Но мы зашли именно в тот день, когда местные газеты вышли со статьями о убийстве Барла Бремхолла, бывшего сотрудника «Красного креста»» - вспоминает Липовецкий.

А началась вся эта история в 1918-м, когда в Петрограде были собраны 800 детей, которых было решено на время летних каникул отправить на Урал, подкормиться. Тогда никто не предполагал, что вместо относительно сытого Миасса они попадут в самый эпицентр «чешского восстания» и нового витка гражданской войны. Вернуться обратно в Петербург к началу нового учебного года возможности уже не было. Детей спасли сотрудники американского «Красного креста», которые повезли детей в единственно возможном направлении – на восток.

Петроградская колония, спасаясь от гражданской войны, проделала путь через Сибирь, Китай, Манчжурию, Харбин и добралась до захваченного японцами Владивостока. Тут, на острове Русский, еще некоторое время дети провели в казармах, ожидая, когда появится возможность вернуться обратно в Петербург. Но никаких изменений на фронтах не было, и американцы приняли решение везти детей в Петербург морем.

У японцев был зафрахтован сухогруз "Йомеймару", который и довез детей до Петрограда через Тихий и Атлантический океан. В Америке «экспедицию» ждали политические проблемы (Чичерин и Луначарский распространяли по всему миру письма, о том, как американцы похитили русский детей и заставляют их работать на себя) и встреча с президентом Вильсоном. Затем путь до Финляндии (японский корабль под американским флагом не рискнул зайти в Петербург – политическая ситуация была не лучшая), и только после этого дети вернулись домой. В Петербурге они нашли все тот же голод, от которого уехали три года назад.

Липовецкий рассказывает, что когда об этой истории услышала Майя Плисецкая, то она сказала: «Не может быть, Леня бы мне рассказал». Но Леонид Якобсон и другие «путешественники» рассказывали о своей кругосветке только очень близким людям. Постарались забыть о ней и в руководстве нового советского государства, – американцы в роли спасителей были совершенно не нужны.

Приведенные в книге документы и воспоминания (никого из тех 800 детей уже нет в живых) заставляют поверить, что все это правда. Спустя 85 лет после возвращения детей в Петроград книга была издана именно там, где начался и закончился их путь.

Липовецкий рассказал, что Барл Бремхолл, один из двух представителей «Красного креста», возглавлявших спасение детей, во времена политической «оттепели» попытался найти своих подопечных. Обращение в российский «Красный крест» не помогло (там недоуменно пожимали плечами – "какие дети? какой 18-й год?"), и он попросту сам приехал в Ленинград, как турист. Бродил по улицам и мостам, в надежде, что сам узнает кого-нибудь, или его узнает кто-то из «детей». Но спустя пятьдесят лет, конечно, никто никого бы не узнал, даже если бы и встретился.

А счастливый случай был довольно близко – Бремхолл, как любой «приличный» турист, посетил Кировский театр, где как раз шел балет Якобсона. Эта встреча все же случилась, спустя несколько лет, благодаря двум советским журналистам, которые не стали «копать» историю, но помогли Бремхоллу найти около 200 человек - оставшихся в живых воспитанников Петроградской колонии и их детей.

Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34