В Эрмитаже открылась выставка «Три картины Макса Эрнста». Шедевры знаменитого дадаиста, основателя сюрреализма, мужа Пегги Гуггенхайм и изобретателя фроттажа прислали в музей из Художественного собрания в Дюссельдорфе.
Из Германии картины прислали в обмен на три работы Анри Матисса из собрания Эрмитажа, которые недавно были отправлены на выставку в немецкий музей.
Посетители выставки смогут увидеть три картины Эрнста – «Пейзаж с прорастающим зерном», «После нас – материнство» и «Карманьола любви». Впрочем, названия картин редко когда раскрывают их содержание, – они лишь дополняют его.
К примеру, в «Пейзаже с прорастающим зерном» даже самый внимательный зритель никакого зерна не найдет. Но обязательно почувствует напряжение, страх, одиночество, угрозу, исходящую от полотна. Эта картина была написана Эрнстом перед войной – в 1936-м году. Видимо, он чувствовал неотвратимость катастрофы, и это гнетущее чувство отразилось в этой работе.
«Карманьола любви», написанная Эрнстом в 1926 году, пронизана эротическим чувством – любовники сплелись в грубом, яростном и страстном танце. Карманьола в искусстве XIX века традиционно связана с темой кровавой революции, с пляской толпы вокруг гильотины... Поэтому любовный танец кажется жестоким и мучительным.
На полотне «После нас – материнство» – знакомый образ Мадонны с младенцем. Правда, вместо людей изображены антропоморфные птицы. В этом нет ничего удивительного, так как Эрнст не отличался особой религиозностью. А частое появление на его полотнах птиц связано с одним детским впечатлением: однажды ночью у маленького Эрнста умерла птичка Хорнебом, и в ту же ночь родилась его сестра Лони. У будущего художника возникла фантазия, что сестра присвоила себе жизненные силы умершей птицы. И этот образ, когда человек смешивается с птицей, можно встретить в искусстве Эрнста не раз.
Макс Эрнст родился в Германии в 1891-м году. Он изучал литературу и философию в Боннском университете, в 1919-м участвовал в создании группы дадаистов в Кельне. Туда вошли художники, писатели и критики, стремившиеся опровергнуть общественные и художественные ценности. Тогда же Эрнст создал свои первые коллажи – он использовал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов. Эрнст создавал целые серии таких работ. Он написал целый «роман» в этой технике – называется он «Стобезголовая женщина» и состоит из 149 композиций.
В 1924-м Эрнст присоединился к Андре Бретону, вместе с которым основал сюрреализм. В поисках новой техники Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался углем. В результате на нем появлялось изображение, которое Эрнст потом дорисовывал.
Эрнст использовал и другие автоматические техники. Накладывал две картины с еще невысохшим рисунком одну на другую и получал новые неожиданные изображения на обоих холстах. Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву.... Художник населял эти полотна причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых...
Александра Балуева,
Фонтанка.ру