Порядок эвакуации автомобилей в Петербурге, возможно, будет изменен. Городская прокуратура принесла протест на положения инструкции УГИБДД о порядке задержания транспортного средства, позволяющем эвакуировать машины с момента оформления сотрудником ГИБДД протокола о нарушениях правил, то есть даже в присутствии владельца транспорта.
Порядок эвакуации автомобилей, установленный в Петербурге, возможно, будет изменен. Городская прокуратура принесла протест на положения инструкции УГИБДД о порядке задержании транспортного средства, позволяющем эвакуировать машины с момента подписания сотрудником ГИБДД протокола о нарушениях правил, то есть даже в присутствии владельца транспорта. До этого момента казалось, что порядки эвакуации, приводящие автомобилистов в состояние бессильной ярости, никого кроме них не интересуют. Еще летом прокуратура считала, что все является законным. Но, видимо, передумала.
Абсурдных и нелепых случаев взаимодействия ГИБДД, эвакуаторов и владельцев автотранспорта с момента действия инструкции известно немало. Водители, подходя к оставленному автомобилю и видя, что его погружают на эвакуатор, и под колеса ложились, и руки распускали, и кошельки опустошали не раз. Садясь в свою машину (припаркованную не по всем правилам), от сотрудника ГИБДД можно было услышать и такое: «Вы не правильно припарковались, я тут эвакуатор вызвал, он минут через пять приедет, вы его подождите, поговорите с ним, а то, если вы уедите, что я ему скажу?...».
В политических кругах порядками эвакуации автомобилей возмущались немногие – отчасти потому, что эта проблема их обходит стороной (очевидно, она, проблема, боится «корочек» и удостоверений). Еще летом поднял этот вопрос и направил соответствующие запросы в городскую прокуратуру вице-спикер городского парламента Юрий Гладков. Он отмечал, что действующая в городе практика принудительной эвакуации автомобилей нарушает ряд норм действующего законодательства. Депутат возмущался не только порядками эвакуации, но и штрафами, которые являются просто абсурдными. В качестве примера Гладков приводил Москву, где эвакуация осуществляется бесплатно. Однако еще в сентябре горпрокуратура «отписала» вице-спикеру, что с законодательной точки зрения процедура эвакуации автотранспорта на штрафстоянки законна.
«Плата за транспортировку и хранение транспортных средств не является сбором, поэтому на порядок ее установления не распространяются требования Налогового кодекса РФ, в том числе в части наличия экономических расчетов по ее размеру», - указывалось в письме из горпрокуратуры. В нем также было сказано о том, что в связи с тем, что, поскольку тариф определяется исполнительным органом власти субъекта, оснований для вмешательства прокуратуры города не имеется. По поводу наиболее болезненного для большинства автолюбителей вопроса о неоднозначном применении сотрудниками ГИБДД статьи 12.19 КоАП (она предусматривает эвакуацию только в том случае, если автомобилист сам не может убрать свой автомобиль), которая в купе с директивами петербургской ГИБДД применялась совсем иначе (автомобиль эвакуировали иногда чуть ли не с владельцем), летом прокуратура высказывалась довольно туманно. В письме Гладкову указывалось лишь то, что «законность действий сотрудников ГИБДД зависит от того, был ли надлежащим образом оформлен протокол задержания транспортного средства».
В итоге прокуратура советовала гражданам по фактам нарушений при задержании, помещении на стоянку, хранении транспортных средств обращаться в органы прокуратуры по месту совершения правонарушения. На деле же эвакуаторы наглели все больше, сотрудники ГИБДД в заполнении протоколов были все более бескомпромиссными.
Аналогичные обращения в прокуратуру поступали от председателя комиссии по правопорядку и законности ЗакСа Аркадия Крамарева. 22 ноября ему было направлено письмо, в котором прокуратура выразила свое недовольство положением пункта 8 инструкции по эвакуации, который, по мнению горпокуратуры, противоречит положениям КоАП РФ. «Если водитель прибыл на место задержания транспортного средства, имеет при себе документы на право управления и готов самостоятельно осуществить перемещение автомобиля с места остановки и устранить причины задержания, то оснований для помещения транспортного средства не имеется. Полномочия инспектора ГИБДД на составлении протокола не заканчиваются, поскольку он, в случае подтверждением водителем возможности устранить нарушение, дает разрешение на выдачу ТС на любом этапе его задержания. Отказ от дачи такого разрешения, равно как и отказ от выдачи ТС незаконен», - говорится в письме горпрокуратуры.
Комментируя ситуацию корреспонденту «Фонтанки», Юрий Гладков выразил надежду на то, что в дальнейшем и эвакуация транспорта, и любые другие действия ГИБДД будут совершаться в соответствии с законом.
- Меняются многие сферы жизни и законодатель должен быстро приводить в соответствие нормативную базу. А скорость дает огрехи. Бывает, что закон не четко прописывает какие-либо положения, с нечеткими формулировками, которые противоречат друг другу. Порой трудно догадаться, что законодатель хотел сказать, - отметил вице-спикер. По его словам, это общая болезнь системы РФ, связанная с переходным периодом.
«Фонтанка» выражает надежду на то, что в ближайшее время взаимоотношения «эвакуаторов и автомобилей» станут более цивилизованными и без жесткой необходимости они не будут даже встречаться. А пока директивы не вступили в силу, а вы пришли и не обнаружили свою машину там, где ее оставили, вам нужно позвонить по телефону круглосуточной бесплатной справочной +7-812-9870000 или 001. Если оператор говорит, что вашей машины в базе данных нет, значит, она угнана. Для тех, кто знает номер телефона территориального отдела ГИБДД, можно обратиться туда.
Александра Медведева
Фонтанка.ру