Накануне 60-летия Победы на «Фонтанке» появился материал «Впереди была Варшава...»: наш журналист отыскал в домашнем архиве записи своего отца-фронтовика. Были помещены и фотографии, на одной из которых - группа офицеров 1079-го полка 312-й Смоленской дивизии. Недавно нам пришло письмо из Италии от протоиерея Владимира, адресованное автору.
Накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне «Фонтанка» поместила материал под заголовком «Впереди была Варшава...». Материал подготовил наш журналист, отыскавший в домашнем архиве записи своего отца-фронтовика, Алексея Ивановича Дудченко. Были помещены также несколько фотографий, на одной из которых, датированной июнем 1945 года, - группа офицеров 1079-го стрелкового полка 312-й Смоленской стрелковой дивизии...
Недавно на «Фонтанку» пришло письмо из Италии от протоиерея Владимира, адресованное автору - Владимиру Дудченко. Завязалась интересная переписка, которую мы и предлагаем вниманию читателей.
*
- Уважаемый Владимир Алексеевич! Прочитал статью о Вашем отце, о его войне. В его записках упоминается майор Быховец, – это мой дед – Владимир Иванович Быховец.
О его боевом пути я знаю мало, так как он умер задолго до моего рождения. Прошу Вас, если возможно, сообщить мне какие-либо еще сведения о нем (если, конечно, они у Вас имеются). На одной из фотографий с комполка и Вашим отцом я узнал его – он в погонах подполковника...
С уважением,
протоиерей Владимир (Италия)
*
... Действительно, мой отец упоминал в своих записках майора Быховец, Вашего деда. Но, к огромному сожалению, отец очень мало рассказывал о войне и практически ничего не писал. Тем не менее, сегодня же вечером пороюсь в его архиве (сохранил его полностью, включая две карты, одна - германская, фото и пр.)
Самое главное, впрочем, то, что Ваш дед и мой отец воевали в одном 1079 стрелковом полку и, уверен, были очень хорошо знакомы. А как же иначе? Владимир Иванович Быховец - зам. командира полка подполковника Лихотворика, а мой отец – начштаба. Правда, начальником штаба его назначили позже описанных событий (Люблин - Варшава).
Мой батя практически до самой кончины переписывался и не раз встречался с Лихотвориком, тоже уже покойным...
*
- ... Мой дед Быховец Владимир Иванович закончил войну в Рейхстаге и позднее был направлен в гарнизон на Чукотку (в сущности, в ссылку, поскольку в июле 1941 г. в районе Овруча, будучи тяжело раненным, попал в плен на 2 недели, бежал, пробирался лесами к своим. Уже тогда невиновность его была доказана, но СМЕРШ до конца войны и после держал его на заметке).
На Чукотке служил до смерти Сталина, затем вышел в отставку по здоровью и переехал в Кисловодск, где и скончался в 1955 г. О нем (его боевом пути) я мало что знаю, собираю материал по крохам (что-то рассказывала ныне покойная бабушка, что-то моя мама, его дочь). Хотелось бы знать больше, поскольку он, как и Ваш отец, был настоящий окопный фронтовик, кадровый офицер, прошедший войну от западной границы до Берлина.
Вечная память этим людям, малозаметным, скромным, которые после войны не только не оставили никаких изданных мемуаров, но даже и не любили говорить близким о пережитом! Я постоянно молюсь об упокоении душ наших воинов, погребенных и не погребенных.
Когда я смогу приехать в Москву (я сейчас являюсь настоятелем Подворья Русской Православной Церкви в г. Бари, в Италии, где покоятся мощи Святителя Николая Чудотворца), я пересмотрю все оставшиеся дедовские фотографии военных лет, может быть, найду и Вашего отца.
Спаси Вас Бог!
Отец Владимир
*
... Перерыл весь (очень небольшой) отцовский архив. Похоже, это было единственное упоминание о Вашем деде, Владимире Ивановиче, так как больше ничего не обнаружил.
Дневник мой папа начал вести только с 1946 года, когда был помощником военного коменданта немецкого города Бад Фрейнвальде, а закончил в году 50 или 51, когда служил в Заполярье после учебы на курсах "Выстрел". В дневнике также ничего о Вашем деде я не нашел.
Можно попробовать найти музей, посвященный 312-й Смоленской дивизии, в составе которой и воевал 1079-й полк... В любом случае каждая крупица информации о наших окопных фронтовиках будет полезна и мне, и Вам.
*
- ... Спасибо огромное за Ваше участие! Я, кстати, пробовал в Интернете искать какие-то упоминания: попадаются, но довольно скудные - Сталинград, форсирование Днепра.
Кстати, от мамы знаю, что он был представлен к Герою за форсирование Днепра, однако награду не дали или затеряли (вспомнили плен в первый месяц войны). В плен он попал в бессознательном состоянии, его ординарец успел зарыть в землю его документы. После плена (он с двумя летчиками 2 месяца пробирался по лесам, питаясь только подножным лесным кормом.
Чудесным образом удалось найти ординарца, и он все подтвердил; тогда деда восстановили в звании и пр.
Запросил Центральный Военный архив (еще в мае), обещали за полгода-год найти личное дело. Увидим, тогда будет ясная картина.
Может быть, у Вас сохранились какие-нибудь еще фотографии Вашего отца тех военных лет с другими офицерами - может быть, там будет дед.
Спаси Вас Господи!
Отец Владимир
*
... Может, действительно, по каким-то крупицам информации узнаем о них больше. Я очень на это надеюсь.
К огромному сожалению (до сих пор не могу себе этого простить!) я мало расспрашивал отца о войне. Сначала сам был пацаном, которому эти дела неинтересны, а потом... Время ушло, и люди ушли. Настоящие. Помню лишь обрывочные рассказы отца, например, о том, как у него появился германский артиллерийский бинокль (который бережно храню).
Весной 1945-го в густом тумане на Зееловских высотах папа неожиданно столкнулся с немецким обер-лейтенантом. Сцена была еще та: оба сунули руки к кобурам, но ни один не решился достать пистолет. Своеобразная психологическая дуэль, в которой победил мой отец (я ему всегда и безусловно верил). Победил, видимо, и потому, что немцу все уже было ясно: вот-вот русские должны были брать Берлин... Короче говоря, обер-лейтенант бросил бинокль, полевую сумку и пошел. Отец не стал стрелять в спину...
Дорогой отец Владимир! Очень надеюсь на то, что Вы получите хотя бы что-нибудь из Центрального архива (кажется, он в Подольске). Моего отца представляли к ордену Ленина, но все где-то затерялось. Он еще при жизни искал и запрашивал. Скромно, как Вы понимаете. В общем - результат нулевой...
Отец Владимир, покопаюсь в старых фотографиях, если найду снимок с Вашим дедом, сканирую и перешлю Вам...
С искренним уважением и до связи.
Владимир Дудченко
Фонтанка.ру