Главному тренеру «Зенита» сегодня не позавидуешь. С треском проваленная концовка чемпионата, туманные перспективы в Кубке УЕФА, обрушившаяся на «Зенит» эпидемия травм, и как итог — вполне возможное увольнение. Властимил Петржела согласился объяснить нашему корреспонденту причины неудач команды в конце сезона.
Главному тренеру «Зенита» Властимилу Петржеле сегодня не позавидуешь. С треском проваленная концовка чемпионата, туманные перспективы в Кубке УЕФА, обрушившаяся на «Зенит» эпидемия травм, и как итог — вполне возможное увольнение по итогам сезона. Однако, несмотря на такое количество свалившихся на его голову напастей, Петржела не стал «закрываться» от прессы и согласился побеседовать с корреспондентом «МК» в Питере».
«Так обидно мне не было давно»
— Пан Властимил, первый вопрос — о недавней игре с «Болтоном». Вроде бы «Зенит» действовал неплохо, но все равно уступил. Почему?
— А разве это был футбол? Ребята плавали по полю, а не играли. Впервые в моей карьере матч столь высокого уровня проводился в таких условиях. А эта разметка? Игроки терялись, путали границы штрафной, боковой. В таких условиях играть невозможно. Мне не в чем упрекнуть ребят, они хорошо действовали, старались. Но о чем можно говорить, когда Шава делает пас, а мяч застревает в луже? «Болтону» повезло, что в начале встречи ему удалось забить гол после того, как сломался Шкртел. Мартин очень хорошо начал игру, выигрывал все вверху и, я уверен, конечно, отбил бы тот навес, после которого мы пропустили.
— Но ведь у команды была масса времени, чтобы отыграться...
— Как отыграешься под таким дождем? У них сзади мощные защитники, играть верхом было безумием, а низом — невозможно из-за залитого водой поля. Но ребята пытались, комбинировали. Если бы Шава ударил в конце матча поточнее, то мы бы завоевали очко.
— Но почему бы тогда не выпустить Пошкуса, чтобы побороться за верховые передачи? Ведь перед матчем он говорил, что полностью оправился от травмы и готов играть.
— Мало ли чего он говорил. У нас есть врачи, которые считали, что он не полностью восстановился. Рисковать же игроком мы не можем. Робертас — хороший парень, он нам еще очень поможет, но в матче с «Болтоном» я решил его не выпускать.
— Теперь у вас впереди труднейшие игры с «Севильей» и «Бешикташем»...
— Будет трудно, но иначе зачем выходить в УЕФА? Решающим станет матч с «Севильей». В нем мы должны играть только на победу. Если выиграем у испанцев, то с хорошим настроением сможем уйти на зиму, доставим удовольствие болельщикам. У «Бешикташа» выиграть будет намного труднее, поэтому я и не хочу оставлять все на последний матч.
«Мне некем усилить игру»
— Если с «Болтоном» игра команды, несмотря на ливень, оставила неплохое впечатление, то уже в следующем матче чемпионата с «Амкаром» на поле была словно другая команда...
— Ребята очень хотели сыграть в Англии, они долго готовились к этой игре, настраивались на нее. Хотели оправдаться перед болельщиками за концовку чемпионата. Хотя оправдываться им не в чем, они показывали все, на что способны. В матчах с «Москвой» и «Рубином» нам во многом не повезло. С той же «Москвой» я бы сыграл от обороны, и мы бы как минимум не проиграли. Но как это сделать без Ширла и Мареша?
— То есть главная причина смазанной концовки чемпионата — невезение?
— И это тоже, но главное — мне некем усиливать игру. С тем же «Болтоном» у нас не играли Радимов, Спивак, Мареш, Ширл, Крижанац. Почти половина основного состава! Вот все говорят: замени того, другого... А у меня менять не на кого, скамейка практически пуста. Да еще некоторые игроки схватили «звездочку». Вот Шкртел — спокойный парень, прекрасно делающий свою работу. Но стоило ему хорошо сыграть за сборную в последних матчах, так агент просто завалил его предложениями. В том числе от таких клубов, что у него просто закружилась голова! Наверное, он об этих предложениях и думал в матче с «Виторией», когда допустил три грубейшие ошибки! Пришлось сажать его на скамейку в игре с «Москвой». А вспомните матч с «Амкаром». У нас вообще не было бы ни одного игрока, которого можно было поставить левым защитником. Я был бы рад доверить эту позицию Боровичке, но он, к сожалению, не заявлен. Пришлось двигать налево Аршавина.
— Странно. Руководство клуба в лице Черкасова и Трактовенко говорило, что в этом году они полностью удовлетворили ваши пожелания по селекции...
— Это они лукавят. Но я их не обвиняю, ведь это абсурд — сразу после окончания дозаявок говорить, что у нас все плохо. Я их просил приобрести одного конкретного игрока, он был моей главной целью, но купить его не удалось.
— И что это за игрок?
— Спросите лучше у руководства. Лично я об этом говорить не буду, ведь еще надеюсь увидеть его в команде. А так мы можем спугнуть удачу. (Улыбается.)
— А вообще, вы довольны новичками, которые в этом году пришли в команду?
— Мы хорошо усилились, но в силу разных причин пока ярко проявить себя смог только Хаген. Он стал настоящим шефом обороны, с ним мы стали гораздо меньше пропускать, хотя он поначалу и чудил. Если бы еще играл Крижанац, мы бы пропустили, наверное, в два раза меньше, ведь это лучший польский защитник. Но над Ивицей словно висит злой рок — два раза получить травму от одного и того же игрока... Что же касается Пошкуса и Анюкова, то они очень хорошие мальчики. Но тот же Анюков очень устал. Он готовился к сезону у другого тренера, и ему очень сложно перестроиться на наши тренировки. Плюс столько матчей — клуб, сборная, Европа... Уверен, в следующем году вы увидите совсем другого Сашку. Пошкус мне нравится, но он почему-то часто болеет...
«Дубль пока не созрел»
— Однако многие болельщики «Зенита» считают, что в не самой удачной селекции виноваты именно вы. Мол, мало того, что Быстрова продали, который сегодня едва ли не в одиночку вывел «Спартак» в Лигу чемпионов, так еще и вместо него на фланг никого не купили...
— К нам на фланг должен был летом приехать корейский игрок. Он очень быстр, техничен, я смотрел записи. Но его не захотели к нам отпускать. Надеюсь, зимой мы этот вопрос решим. Что же касается Быстрова, то от упреков по поводу его продажи у меня уже болит голова. Ну не говорил я, что он «не футболист» и плохой игрок. Просто он упорно отказывался делать на поле то, что я от него требовал. В итоге и оказался в «Спартаке». Клуб получил за него хорошие деньги. Вопрос закрыт. Что тут обсуждать? Когда же мы встречались со «Спартаком» в Москве, то вы сами видели — Быстров не играл, а все время симулировал. А судья симпатизировал хозяевам, в результате чего в одинаковой ситуации им дал пенальти, а нам нет.
— Вы говорите, что вам некого выпустить на поле. Тогда почему же не дать шанс дублерам? В своем чемпионате они заняли третье место, да и вообще, именно доверие к молодежи помогло вам завоевать серебро два года назад...
— Молодым надо доверять, но не безоглядно. Вспомните, когда я ставил в состав Денисова, Быстрова, Власова и других, они уже много лет играли в дубле, стали настоящими лидерами в чемпионате дублеров, и уже созрели для игры за основу, куда раньше их сознательно не пускали. Сегодняшний дубль, хоть и занял третье место, все еще очень «сырая» команда. Выдергивать оттуда кого-то я сейчас не хочу. У мальчиков еще неустойчивая психика, если у них не получится в основе, они могут вообще сломаться. Пусть поиграют еще год за дубль. Я на них рассчитываю. Но не в этом сезоне.
«Всегда найду себе работу»
— Вот вы рассуждаете о перспективах, о следующем сезоне. А между тем сейчас в чемпионате «Зенит» идет шестым. До конца остался один тур. Если не удастся занять более высокое место, то вы можете и покинуть «Зенит»...
— Я знаю. (Вздыхает.) Но давайте не будем говорить об итогах сезона, пока он еще не закончился. Впереди последний матч, он может многое решить. Хотя я, конечно, привык бороться за более высокие места. Но это сезон такой — неудачный. Многие ребята не могут найти свою игру, как, например, Кержаков. Но у него еще все получится, как и у «Зенита». Если же мне все-таки укажут на дверь, то уеду обратно в Чехию, побуду с женой. А потом возглавлю какой-нибудь клуб, предложений уже сегодня хватает. Зовут на Украину, в Голландию, Чехию, Германию... Так что без работы не останусь. Хотя из «Зенита» я никуда уходить не хочу — верю, что в следующем году мы обязательно поборемся за чемпионство.
— В межсезонье команду ждут серьезные изменения?
— Да. Мы с руководством клуба пришли к мнению, что в следующем году мы должны бороться только за первое место. А для этого состав надо усиливать. Прежде всего нам нужны полузащитники, как на фланг, так и в центр. Вы посмотрите — весь второй круг мы играем практически без флангов! С нападением все более-менее в порядке, если, конечно, не продадут Аршавина или Кержакова. В защиту же я бы хотел приобрести флангового футболиста.
— Сегодня некоторая часть болельщиков считает, что «Зенит» неправильно поступает, не работая на «околофутбольном» рынке. Мол, все так делают, и если бы команда «поработала» с соперниками и судьями, то на пьедестал бы точно попала...
— Зато полностью потеряла бы уважение к себе. Мне нравится, что ребята, когда им предлагают деньги, приходят ко мне и открыто говорят об этом. Мне нравится, что Трактовенко так же, как и я, негативно относится к околофутболу и считает, что все нужно выигрывать самим. Он не хочет повторить судьбу Ткаченко, и правильно делает. То серебро, которое мы взяли в 2003 году, — абсолютно чистое. А какая российская команда может похвастаться тем же в отношении своего призового места?
Александр Макаренко,
специально для Фонтанки.ру
Публикуется с сокращениями. Полная версия опубликована в свежем номере газеты «МК в Питере».