В городском суде Всеволожска будут рассматриваться судебные иски, поступившие сразу от 12 муниципальных депутатов. Требование всех без исключения истцов – признать недействительным решение Совета депутатов Всеволожского МО об избрании главой района Николая Орлова.
Вопрос о том, кто станет во главе Всеволожского района, будет решать суд. Завтра во Всеволожском городском суде будут рассматриваться судебные иски, поступившие сразу от двенадцати муниципальных депутатов этого района. Требование всех без исключения истцов – признать недействительным и не подлежащим применению решение Совета депутатов Всеволожского муниципального образования от 21 октября этого года – об избрании главой муниципального района Николая Орлова.
Выборы в Ленинградской области состоялись месяц назад, но страсти вокруг них до сих пор не утихли. Больше всего претензий вызвала избирательная компания в Сосновоборском районе, где из-за многочисленных нарушений выборы признаны состоявшимися, но недействительными. В других районах в адрес избиркомов тоже высказывались серьезные претензии, но при этом обратиться в суд, похоже, так никто и не решился. Таким образом, судебное разбирательство во Всеволожском районе станет первым гласным процессом, на котором речь пойдет о нарушениях избирательного законодательства в Ленинградской области.
Впрочем, судебные иски всеволожских депутатов направлены не против выборов в представительные органы местного самоуправления, а против их прямого продолжения – избрания главы муниципального района (МР). В соответствие с новым областным законодательством глава МР больше не избирается напрямую жителями района, а выбирается из своего состава всенародно избранными муниципальными депутатами. Глава же администрации назначается муниципальным советом по контракту из числа кандидатов, предложенных специальной конкурсной комиссией (50 процентов этой комиссии составляет сам местный парламент, 50 процентов – вправе предложить областной губернатор). В этом уровень муниципального самоуправления в Ленинградской области слепо копирует принципы федеральной политики «вертикали», провозглашенной в отношении губернаторских выборов. Но если с назначением губернаторов все пока складывается, как задумано, на региональном уровне политика «вертикали» начинает давать сбой.
Всего на минувших выборах Совета депутатов Всеволожского муниципального района было избрано 38 человек на сорок мест, предусмотренных в районном парламенте (два депутатских мандата от Новодевяткинского сельского поселения пока остаются вакантными). Спустя полторы недели, 21 октября этого года, избранные депутаты приступили к выборам главы МР. Рассматривались две кандидатуры – Александр Соболенко, действующий глава МО «Сертолово», и Николай Орлов, бывший начальник управления сельского хозяйства Всеволожского района. Как сообщила впоследствии пресс-служба губернатора Ленинградской области, в результате депутатского голосования главой МР был избран Николай Орлов, «опытный хозяйственник». При этом, как следует из сообщения областного пресс-центра, на заседании присутствовали все избранные 38 депутатов, и кворума было вполне достаточно для выборов главы МР.
Чем же недовольны податели исков и как они аргументируют свою позицию? Дело в том, что на упомянутом заседании случился конфликт, суть которого, по мнению недовольных депутатов, осталась за скобками официальных сообщений. В результате конфликта часть присутствующих демонстративно покинула зал, не желая участвовать в происходящих выборах. Областной пресс-центр объяснил этот демарш протестом против открытой формы голосования, представив покинувших зал депутатов «карманными» избранниками, чья главная цель – «не работать для населения, а получить «кресла» и должности, дающие доступ к бюджетным средствам и имуществу». Между тем, те, кто отважился на такой скандальный шаг, тоже могли бы, по их словам, адресовать это эмоциональное обвинение своим оппонентам. Но вместо этого они предпочли стать авторами судебных исков, в которых пружины конфликта раскрываются совершенно с иной стороны.
Как следует из исков, перед заседанием почему-то не была проведена регистрация участников, не были проверены полномочия депутатов и их удостоверения личности. При этом в зале, где происходили выборы, присутствовало, как вспоминают очевидцы, около 150 человек, и депутаты поневоле терялись в этой многолюдной аудитории. Поэтому предложение сделать голосование закрытым преследовало (по словам подавших его) очевидную цель – заставить выйти посторонних из зала, чтобы они не препятствовали голосованию.
Кворум для заседания в соответствии с регламентом составлял 27 депутатов, однако, по данным истцов, в зале присутствовало не более 26 народных избранников. Отсутствовало, как следует из исковых документов, «по крайней мере, 17 депутатов». Исходя из этих данных, голосование по выбору главы МР не могло состояться из-за отсутствия кворума. Тем не менее, оно состоялось.
Известно, что в ходе заседания в президиуме сидел вице-губернатор Ленинградской области Николай Посяда, и это тоже стало причиной возмущенного ропота в зале. По этому поводу депутаты уже направили жалобу в прокуратуру Ленинградской области, где говорится, что «действия Посяды повлияли на принятие решений Совета депутатов, тем самым нарушив избирательные права жителей Всеволожского района». Также это «можно расценивать как прямое участие представителей государственной власти в формировании органов местного самоуправления, прямо запрещенное законом».
Все вышеперечисленное, по словам всеволожских депутатов, и стало причиной для демонстративного ухода с заседания, а впоследствии – для подачи судебных исков в Всеволожский городской суд, и жалоб – в правоохранительные органы Ленинградской области.
Валерий Береснев,
Фонтанка.ру