На заводе «Форд» прошла часовая предупредительная забастовка, в которой приняли участие 350 из 370 занятых в смене рабочих. Деятельность предприятия была приостановлена в кузовном и покрасочном цехах. По заявлениям администрации «Форда», акция никак не отразится ни на поставках, ни на клиентах завода.
Рабочие концерна «Форд» провели вечером в среду часовую предупредительную забастовку, в которой приняли участие 350 из 370 занятых в смене. Деятельность завода была приостановлена в кузовном и покрасочном цехах. По словам главы профсоюза Алексея Этаманова, весь топ-менеджмент завода присутствовал в это время на работе.
Официально руководство компании пока никак не отреагировало на акцию - по заявлениям администрации «Форда», состоявшаяся забастовка никак не отразится ни на поставках, ни на клиентах завода.
В дальнейшем мы собираемся разговаривать с рабочими и выяснять, на что они готовы, - пояснил корреспонденту «Фонтанки» глава профсоюза завод «Форд» во Всеволожске Алексей Этманов. – Мы уже получили пакет документов от трудового арбитража, сейчас изучаем его.
Однако, по предварительным сведениям, в намерения рабочих входит уже со следующей недели начать так называемую «итальянскую забастовку» - то есть, выполнять свои обязанности только по инструкциям, а в дальнейшем, если ничего не изменится, выходить на настоящую забастовку, которая остановит производство. На вторник запланирована встреча профсоюзов с генеральным директором завода Тео Штрайтом.
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» на предприятии, администрация нормально относится к требованиям профсоюзов, готова их обсуждать и искать компромиссы. Так, в частности, руководство согласилось удовлетворить два из четырех требований профсоюзов, которые были выдвинуты в конце сентября: о пересмотре системы зарплаты и премиальных и по созданию паритетной комиссии по использованию средств фонда социального страхования. С двумя другими требованиями - об увеличении зарплаты на 30% и выплате 13-й зарплаты - руководство не согласилось. Работа примирительной комиссии также не удовлетворила профсоюзы, поэтому сейчас переговоры продолжаются.
Пожалуй, главное требование, которое выдвигают профсоюзы - не только повышение зарплаты на 30 %, но и, по словам Этманова, «устранение дискриминации» в этой сфере.
На одном и том же месте за одинаковую работу люди получают разный оклад, - утверждает Этманов. - Сотрудники, которые пришли на завод после 1-го марта, автоматически получают на 1-2 тысячи рублей меньше, чем те, которые были приняты на работу раньше.
По словам лидера профсоюза, рабочих, которые перешли на повышенный разряд оплаты труда после 1-го марта, также дискриминируют: они получают меньше, чем те, кто работал по этому разряду раньше.
Сегодня средняя заработная плата на заводе составляет 15 тысяч рублей. И это примерно в 5 раз меньше, чем получают рабочие корпорации «Форд» в таких странах, как Польша, Чехия, Венгрия.
Между тем, как сообщил корреспонденту «Фонтанки» глава профсоюза машиностроителей Петербурга и Ленобласти Виктор Калинин, сейчас средняя зарплата рабочих в машиностроительной отрасли по России составляет менее 6 тысяч рублей. В Петербурге эти цифры выше – 10,8 тысячи рублей.
Пока рабочие массово не выходят на забастовки, потому что боятся потерять работу, плохо организованы и не верят, что забастовка может принести конкретные результаты. Однако очевидно, что в ближайшее время все может измениться, - уверен Виктор Калинин.
На смену официальным российским профсоюзам, которые существенно ослабели за последние годы и фактически полностью утратили доверие трудящихся, приходят новые, которые обращаются к международному опыту выстраивания рабочего движения. Так, профсоюз на ЗАО «Форд Мотор Компании» был создан три года назад, и до августа этого года насчитывал всего 112 членов. Сейчас в него входит уже 58 % работников предприятия. Так расшириться за короткий срок помог опыт бразильских рабочих завода «Форд», в котором действует сильная профсоюзная организация. Через систему Transnational Information Exchanging (TIE) – «независимая сеть связи и обмена информацией в рабочем и профсоюзном движении» - бразильцы научили петербургских рабочих «Форд», как правильно организовать профсоюзное движение.
Напомним, что забастовка на "Форде" - третья крупная акция профсоюзных организаций работников после докеров Морского порта и моряков "Портового флота".
Надежда Зайцева,
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру