Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Уйдет ли реклама с частных домов?

Уйдет ли реклама с частных домов?

259

В тарифы на размещение наружной рекламы внесены очередные изменения. Теперь рекламодатели будут платить только за использование земли, зданий и других объектов, находящихся в городской собственности. Эта поправка может существенно улучшить права петербуржцев, проживающих в приватизированном жилье.

Город отказывается от чужой собственности

Новое распоряжение Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации вносит изменения в тарифы, изданные месяц назад. В новой редакции плата будет браться за право размещения рекламы и информации на земельных участках, объектах благоустройства, зданиях, сооружениях и иных объектах, находящихся в собственности Петербурга, а не в городском ведении, как прежде.

Каждый житель имеет право

Эту новацию можно трактовать неоднозначно. Как разъяснили журналисту «Фонтанки» в Городском центре размещения рекламы (ГЦРР), уточнение необходимо для отделения городских земель от федеральных и частных. Плата всегда бралась только за размещение рекламы на городской собственности, тогда как в ведении Петербурга находятся вообще все земельные участки на территории города. То есть, реально ничего не изменится.

Однако поправка может существенно улучшить права всех петербуржцев, проживающих в приватизированных квартирах. Ведь еще вступивший в силу десять лет назад Гражданский кодекс РФ установил, что они являются сособственниками всего общего имущества дома – стен, крыши и т.д. Следовательно, без согласия владельцев приватизированных квартир нельзя привинчивать к стене перетяжку, вывеску или рекламный щит.

Между тем, город в лице ГЦРР брал и продолжает брать плату за использование чужого имущества. По данным Жилищного комитета, в частной собственности находится почти три четверти квартир в Петербурге. То есть, город владеет лишь 25% жилого фонда. В центральных районах эта доля еще меньше. И, являясь «миноритарным акционером», Смольный взял на себя право распоряжаться всем имуществом.

Новые веяния

В соответствии с федеральным законом, для размещения наружной рекламы нужно получить как согласие местного совета или городского округа, так и заключить договор с собственником соответствующего здания. Вопрос лишь в том, что до 1 марта 2005-го года для легальной установки вывески нужно было бы заключить договор и с ГЦРР (представителем городской собственности), и с каждым владельцем приватизированной квартиры. И каждый квартирант мог выставить свои условия – потребовать сто, тысячу или миллион долларов... Не хотите – не платите, согласия не дам. Есть прецедент, когда в конце 90-х за один из квартирантов соглашался дать согласие на использование общего имущества - при условии, что претендующая на него частная компания снимет президента России Ельцина.

Этот механизм вряд ли можно было считать разумным. Новые возможно рекламодателям предоставил Жилищный кодекс РФ. Во-первых, он четко разъяснил, что относится к общему имуществу, включив в это перечень не только крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, но и земельный участок, на котором расположен дом (с элементами озеленения и благоустройства). Во-вторых, был создан управляющий орган – общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. То есть, теперь для размещения рекламы достаточно собрать всех квартировладельцев и получить согласие хотя бы половины из них. Понятно, что шантажисты останутся в меньшинстве, тогда как большинство согласятся разместить на крыши рекламный щит за соответствующее вознаграждение в денежной или натуральной форме (например, потребует от рекламодателя отремонтировать ту же крышу).

Законный выход есть

Что же может сделать законный совладелец дома – собственник приватизированной квартиры в случае, если его согласия на размещение рекламоносителя никто не спросил? Как минимум – потребовать демонтировать такую рекламу. Второй шаг – взыскать доход, который ГЦРР получала от рекламодателя. Ведь по Гражданскому кодексу РФ лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения упущенной выгоды в размере не меньшем, чем доходы нарушителя, полученные от незаконных действий. То есть, если вы владеет 5% жилой площади дома, то вам причитается 5% от всего, что ГЦРР заработал от размещения рекламы на этом доме, начиная с 1995-го года.

Третий вариант – самозащита гражданских прав. Она разрешена законом, но должна «быть соразмерна нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения».

Куда уходит центр?

Изданным распоряжением Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации вообще исключил из текста тарифов ГУП «ГЦРР». То есть, теперь не указано, кто будет заключать договоры с рекламодателями от имени города.

В самом центре этот вопрос не смогли прокомментировать. Понятно, что никто не лишил ГЦРР его полномочий. Но маленькой правкой юристы Смольного решили, скорее всего, защитить себя от претензий со стороны дотошных рекламодателей. Ведь городской суд уже рассматривает заявление о признании незаконными Правил размещения рекламы, которыми коммерческая структура, коей является ГУП «ГЦРР», уполномочена решать административные вопросы.

Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях