С поиском виновного в смерти авиадиспетчера швейцарской авиакомпании SkyGuide Петера Нильсена швейцарское правосудие определилось гораздо быстрее, нежели с виновником катастрофы над Боденским озером. Россиянин Виталий Калоев, потерявший жену и двоих детей в результате столкновения пассажирского Ту-154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" и транспортного Boeing-757 компании DHL, был признан вчера виновным в совершении умышленного убийства швейцарского диспетчера и приговорен к 8 годам заключения.
Приговор разочаровал многих. Представителя обвинения – своей мягкостью. Президента Северной Осетии Таймураза Мамсурова, специально прилетевшего в Цюрих, чтобы поддержать своего земляка, - жесткостью. Мамсуров считает, что, принимая решение, суд не учел всех обстоятельств дела. С тем, что вынесенный Калоеву приговор – достаточно гуманный, согласен глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. По словам депутата, согласно швейцарским законам, "данный приговор - это минимально возможное наказание с учетом тяжести обвинения". А потому России, видимо, нужно согласиться с этим приговором.
Земляки же Калоева приговором явно шокированы. Видевшие Виталия Калоева не в зале судебного заседания, а все дни, что минули с момента трагической гибели его семьи, они считают, что убийство авиадиспетчера было совершено несчастным отцом и мужем в состоянии аффекта.
- Уму непостижимо, что чувствовал Виталий, как не сошел с ума, найдя тело своей маленькой дочки, которое сохранилось в относительной целости, каких душевных сил стоило ему привезти домой останки своих близких и похоронить их, а потом проводить долгие дни и ночи у их могилы! - говорит один из земляков Калоева. И долгое ожидание после этого – кто виноват?
Именно эта мучительная неизвестность, а значит, и безнаказанность виновника трагедии, по мнению многих, и заставили Виталия Калоева в очередной свой приезд в Швейцарию найти диспетчера авиакомпании «SkyGuide» Петера Нильсена, дежурившего в день трагедии, и прийти к нему домой. Близкие Калоева уверены, что тот пришел не убивать, а показать фотографии своих близких и спросить, что произошло и по чьей вине. А в ответ Нильсен отталкивает Виталия, и фотографии Светланы и детей летят на землю. И после этого — провал в памяти...Авиадиспетчер был убит в ночь на 25 февраля 2004-го в собственном доме в пригороде Цюриха. По показаниям свидетелей, после короткого обмена репликами преступник нанес хозяину дома удар ножом, оказавшийся смертельным.
Однако суд иначе расценил всплывшие в ходе судебного разбирательства обстоятельства встречи Виталия Калоева с будущей жертвой. Обвинение утверждало, что искать пути к своей будущей жертве Калоев стал еще в России, поручив частному детективному агентству разыскать Нильсена, забронировав билеты в Швейцарию... В этих действиях был усмотрен умысел на совершение преступления, а потому и убийство названо умышленным, а не в состоянии аффекта. Отсюда – и 8 лет заключения.
Срок минимальный для умышленного убийства по швейцарским меркам, но по представлениям справедливости – очень большой для человека, потерявшего семью и так и не узнавшего, кто виноват в их гибели и гибели еще нескольких десятков человек, большинство из которых – дети. Российские школьники, летевшие отдохнуть в солнечную Барселону...
Примечательно, что земляки Виталия Калоева, оправдывая его действия тяжелой душевной травмой от постигшей утраты, практически не говорят о том, что все же приходит на ум. Виталий Калоев – из тех мест, где еще сильны нормы обычного права. И наиболее яркая из них - кровная месть. Убийство родственника было одним из безусловных поводов для кровной мести. У Виталия Калоева в катастрофе над Боденским озером погибли три близких человека – жена Светлана, дочь и сын ... Мог ли Калоев, отчаявшись дождаться, когда будет назван и наказан виновник гибели 71-го человека, сам свершить правосудие? Ведь швейцарская полиция сразу же начала отрабатывать версию убийства из мести, так как уже тогда предполагалось, что вина в произошедшей авиакатастрофе лежит именно на диспетчере.
На самом деле - даже в новейшей истории есть немало случаев, когда родственники сами вершат суд над убийцами близких. Летом этого года Железнодорожный суд Ульяновска приговорил бывшего пожарного Евгения Селиверстова к 13,5 годам лишения свободы – за то, что тот зарезал убийцу своего брата. Тело Данила К. было изувечено ножом, словно убийца наносил удары в ярости. Нашлись свидетели, которые вспомнили слова Евгения – тот клялся отомстить за смерть брата, сбитого насмерть машиной.
В январе прошлого года Ставропольский краевой суд приговорил к пяти годам лишения свободы жителя села Найберы Гудермесского района Чечни – 23-летнего Асланбека Баймурадова. Суд установил, что в ноябре 1999-го года он, по настоянию собственной матери, застрелил убийцу брата – своего односельчанина.
Приговор Виталию Калоеву еще не вступил в силу. Защита инженера из Владикавказа намерена обжаловать его. Но и до, и после этого скоропалительного процесса многие сходятся во мнении о том, что если бы правоохранительные органы Швейцарии оперативно выяснили, кто действительно виноват в трагедии над Боденским озером, убийства Петера Нильсена могло бы не случиться...
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру