Через несколько лет вокруг Петербурга будет кипеть бурная коммерческая деятельность, толчок развитию которой даст кольцевая автодорога. Чем ближе завершение строительства восточного полукольца петербургской КАД, тем больший интерес проявляют инвесторы к территории вокруг нее.
Чем ближе завершение строительства восточного полукольца КАД, тем больший интерес проявляют инвесторы к территории вокруг нее. Как следствие - растут и цены на землю. Активнее всего компании стремятся строить рядом с Кольцевой автосалоны, торговые комплексы и терминально-складские помещения. Так что вполне возможно, что через несколько лет вокруг Петербурга можно будет видеть ту же самую картину, что и вдоль Московской кольцевой автодороги. В распоряжении ОАО «КАД – Ленобласть», которое и занимается продажей участков, сейчас находится порядка 700 гектаров высоколиквидных земель. И, по словам генерального директора ОАО «КАД-Л» Владимира Рыбальченко, процесс продажи земель напрямую зависит от ввода восточного полукольца в действие.
Спекулянтам землю не продадут
Цены на землю вокруг КАД выросли в несколько раз по сравнению с тем моментом, когда в 2002-м году на эту территорию пришел первый инвестор - IKEA. Если в 2002-м году, по словам Владимира Рыбальченко, один квадратный метр земли стоил порядка 6-10 долларов, то сейчас – от 20 долларов и выше. Земля продолжает дорожать и сейчас, причем основным стимулятором роста является завершение строительства самой дороги. Тем не менее, Владимир Рыбальченко заверил, что у компании нет намерения откладывать продажу земли до тех пор, пока цены не поднимутся до максимального уровня. Если найдется инвестор, готовый предложить подготовленный проект, то рассмотреть вопрос о продаже земли можно и сейчас.
В то же время, по словам Владимира Рыбальченко, среди клиентов, желающих приобрести землю, есть явно настроенные на то, чтобы потом ее перепродать. Как правило, они запрашивают большие территории (30-40 гектаров), а что конкретно собираются строить на участке – не говорят. Руководство Ленинградской области занимает четкую позицию - спекулянтов надо отсекать, сделки с ними не заключать.
За машиной – в область
До сих пор в Ленинградской области официальных дилерских автоцентров не было, но если все пойдет по плану, то в ближайшее время их будет порядка 10. Областное правительство, по словам Владимира Рыбальченко, уделяет большое внимание развитию этого сегмента торговли на своих землях. Правда, не очень понятно, какое значение эти автоцентры будут иметь непосредственно для жителей области – располагаться они будут ближе к Петербургу, чем к большинству областных населенных пунктов области и ориентированы будут, скорее, все же на город.
На данный момент выкуплено два участка под строительство автоцентров - компания «Победа Моторс» (дилер «Шевроле») купила 3,5 гектара недалеко от строящегося комплекса IKEA-Мега на Мурманском шоссе, а «Петровский автоцентр» (дилер «Рено») приобрел 1,5 гектара у IKEA на пересечении КАД и проспекта Энгельса. Еще около 8 дилеров ведут переговоры. Все компании планируют приобрести под автоцентры в среднем от полутора до двух гектаров, за исключением компании «Атлант М», которая хочет построить мультибрендовый автоцентр на площади порядка 10-15 гектаров. В результате рядом с восточным полукольцом КАД можно будет приобрести машины самых различных марок - от «ВАЗа» и «КамАЗа» до «Форда» и «Шевроле».
А вот приобрести участки под АЗС можно будет только на торгах. Первые из них пройдут уже в ноябре – на них будут выставлены 2 участка в районе Янино.
Торговые центры вдоль дороги
Строительство торговых центров вдоль кольцевой – тоже очень перспективное направление. За последние полгода было начато строительство двух комплексов: IKEA-Мега на Мурманском шоссе и IKEA – на пересечении КАД с проспектом Энгельса. Владимир Рыбальченко отметил, что на обоих участках вопросы с землей инвестор уже решил. На проспекте Энгельса 40 гектаров находятся в собственности, а еще 20 – в опционе, т.е. компания до 1 января 2006-го года может либо выкупить его, либо отказаться от покупки, причем второй вариант более возможен. На Мурманском шоссе часть земли также находится в собственности, а часть – в аренде под строительство. Арендуемые земли принадлежат области, но компания сможет их выкупить после того, как объект будет построен. Переговоры о строительстве торговых центров ведут ведущие торговые сети - такие как «Адамант», «Пятерочка», «О’Кей», «Перекресток», «Гиперцентр» и др.
Съезды с КАД – за счет инвесторов
Но строительство торговых центров, автозаправок и автоцентров будет абсолютно нерентабельным, если к ним нельзя будет подъехать. Пока же с КАД можно съехать только по развязкам на федеральные дороги. Поэтому ОАО «КАД-Л» заключило договор с «Дорсервисом» на проектирование съездов между развязками. Владимир Рыбальченко сообщил, что всего планируется построить порядка 6 пар съездов, стоимость строительства каждого из них – около 700 тысяч долларов. Часть съездов будет построена непосредственно за счет инвесторов, а 2-3 построит ОАО «КАД-Л». Но компании, которые разместят свои объекты рядом со съездами, должны будут компенсировать затраты на их строительство.
В Кудрово будет меньше жилья
Неудавшиеся аукционы по продаже участков под строительство жилья в Кудрово заставили пересмотреть подход к развитию этой территории. Во-первых, там могут вообще сократить количество жилья на 25-30%, увеличив площади под коммерческую недвижимость. Изначально, напомним, планировалось, что в Кудрово будет жить 40-42 тысячи жителей. Во-вторых, прежде чем выставлять участки на торги, планируется обеспечить территорию энерго- и водоснабжением. Именно необеспеченность инженерной инфраструктурой считается причиной того, что инвесторы не заинтересовались этой территорией.
Теперь развитием инфраструктуры планирует заняться ОАО «КАД-Л». По словам Владимира Рыбальченко, уже получены техусловия от Федеральной сетевой компании на подключение к сетям электроподстанции на 230 мегаВатт, которая сможет обеспечить энергией восточное полукольцо. Подстанцию планируется построить за 2 года, вложив 30-35 миллионов долларов. Сейчас согласовываются техусловия с «Водоканалом», строить мощности для водоснабжения-водоотведения будет консорциум, но кто в него войдет – пока не сообщают. Закончить создание инфраструктуры в Кудрово планируется за 2 года, и уже тогда можно будет говорить о дальнейшем развитии территории.
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру
С проектом КАД можно ознакомиться на сайте «Невастройка»