Новый фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум» снят в Петербурге и в, некотором роде, о Петербурге. А основные события в нем происходят на фоне игры с мячом, в которую в древнем Риме любили поиграть легионеры и называли «гарпастумом». Любят её и в Петербурге, где в своё время начинался российский футбол. Тем не менее, на родине этого самого российского футбола фильм Германа не вызвал энтузиазма у директоров кинотеатров. В Москве 27 октября «Гарпастум» выходит хотя бы на 8 экранах, а в Петербурге его согласился показать только «Дом кино».
«Петербург показал себя, как значительно более коммерческий город, чем Москва, несмотря на все разговоры о культуре» - грустно и несколько удивленно говорит Герман-младший. И это при том, что на фестивале в Венеции зрители аплодировали после фильма 14 минут, а испанские и итальянские прокатчики сразу закупили картину для широкого проката (а не ограниченного, как в России). «Так мы и до мышей доразмножаемся» - цитирует режиссер старый анекдот.
В «Гарпастуме» сплелось сразу две «эстетических линии». Во-первых, это футбольная эстетика. В съемках картины помогали и участвовали бывшие футболисты «Зенита» - Александр Захариков, Константин Иванов и Михаил Тихомиров. А одним их трех условий для актеров на главные роли было умение играть в футбол (два других - соответствие сценарному образу и хорошие актерские данные). Как ни странно, таких актеров действительно удалось найти. На поиски по Москве, Петербургу, провинции и ближнему зарубежью ушло 5 месяцев. Евгений Пронин (из московского театрального училища) и Данила Козловский (курс Льва Додина) в результате сыграли свои первые большие роли в кино и уже получили большой список предложений для продолжения карьеры. Но футбол в «Гарпастуме» не главное. Это страсть, которой больны герои, это нечто значительно более важное, чем-то – белые у власти или красные. Хотя «Гарпастум», на самом деле, вовсе не о футболе.
Вторая эстетическая линия - это некое ощущение 14-го года ХХ века. Алексей Герман-младший пытается воскресить, восстановить, перенести на экран атмосферу, знакомую нам по слегка пожелтевшим черно-белым фотографиям начала века. Такие монохромные сны Алексея Германа о смене эпох, ни в коем случае не претендующие на реализм и историчность. Конечно, в Петербург не приезжала семья Гаврилы Принципа, убийцы эрцгерцога Франца Фердинанда, и Алексею Герману это прекрасно известно. Но снам не прикажешь. Впрочем, фильм и не о первой мировой, и не о революции, конечно.
«Гарпастум» - это фильм о молодости, о страсти, об увлеченности, помогающих пережить трудности, которые не могут вынести люди, значительно лучше разбирающиеся в «реальности» и твердо знающие, кто именно у власти. Кстати, сам Алексей Герман футбол не любит и не очень понимает. Так что и «страсть» у героев могла бы быть другая, и вместо первой мировой могла бы быть вторая. Изменилась бы эстетика «Гарпастума», но его суть осталось бы той же.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
P.S. Конечно, мы не могли не поинтересоваться мнением Алексея Германа-младшего о планирующемся в следующем году кинофестивале на Дворцовой площади. По его мнению, это хорошая идея, если организаторам удастся сделать все «прилично», если на киносеансах не будут сидеть люди с пивом, а будущий кинофестиваль «не превратится в попойку». Тогда у нас есть шанс увидеть в Петербурге действительно хороший фестиваль класса А. И, по мнению Германа-младшего, в Петербурге значительно больше шансов собрать настоящих звезд. «Я был на одном из московских фестивалей, там хамливо, душно и провинциально – это не фестиваль высшего класса», - сказал нам режиссер.