«Старая мошенническая схема многократной продажи недвижимости снова стала актуальной» - предупреждает клиентов сайт агентства недвижимости «Бекар». И не зря, надо сказать, предупреждает. В Куйбышевском суде идет следствие по делу в отношении экс-начальника отдела долевого строительства группы компаний «Бекар».
«Старая мошенническая схема многократной продажи недвижимости снова стала актуальной» - предупреждает клиентов сайт агентства недвижимости «Бекар». И не зря, надо сказать, предупреждает: руководство агентства и само... фигурирует в уголовном деле именно о такого рода мошенничествах. В Куйбышевском федеральном суде идет судебное следствие по делу в отношении экс-начальника отдела долевого строительства группы компаний «Бекар» Александра Одинцова, который вместе с еще двумя петербуржцами обвиняется в мошенничестве в крупном размере: многократной перепродаже квартир.
«Дело строителей» набирает обороты
8 потерпевших и 34 свидетеля обвинения уже допрошены в суде. В отношении оставшихся 27-ми свидетелей (среди которых большинство – сотрудники ГК «Бекар») потерпевшими заявлены ходатайства о приводе.
Согласно обвинению, все вменяемые подсудимым мошенничества связаны с построенным на Институтском проспекте жилым домом (строительный адрес - проспект Мориса Тореза, квартал 18, корпус 22). Дом был заложен еще в 1995-м году по заказу Петербургской лесотехнической академии, и изначально 90% квартир в нем должно было быть передано сотрудникам вуза. Сейчас дом уже достроен и прошел Госкомиссию. Однако за 12 лет (!) строительства часть преподавательских квартир по фиктивным договорам была продана партнерами АН «Бекар» (его дочернее предприятие «Ал-Трест», а также ООО «Алекс») третьим лицам.
Потерпевшими признаны восемь физических лиц и одно юридическое. Все эти лица с сентября 2001-го по декабрь 2002-го года нашли в «Бюллетене Недвижимости» вывешенные агентами компании «Бекар» объявления о продаже квартир. Все эти лица позвонили по указанным в объявлениях телефонам и всем им ответил... бывший генеральный директор ООО «Алекс», а ныне подсудимый по «делу строителей» Денис Яровой. Все они, удостоверившись в агентстве «Бекар» в полномочиях ООО «Алекс» продавать им квартиры, заключили с Яровым договоры о своем участии в долевом строительстве. И все в 2004-м году были вызваны на допрос в прокуратуру и узнали, что со вступлением во владение квартирами у них будут «определенные сложности».
А ваша квартира уже продана...
Согласно материалам дела, в январе 2002-го года супруги Олег и Наталья Воробьевы решили приобрести трехкомнатную квартиру в строящемся доме. По заинтересовавшему их объявлению они пришли в АН «Бекар», где их направили в отдел недвижимости. Начальник которого – Александр Одинцов одновременно являвшийся генеральным директором ЗАО «ИСК «Ал-трест» - предложил им две квартиры в том самом доме на Институтском проспекте. Воробьевы съездили на стройку, увидели на ограждавшем ее заборе предложение обращаться по поводу покупки квартир в этом доме в ООО «Алекс». Позвонив по указанному телефону, услышали от секретаря о действительной возможности на приобретение понравившейся жилплощади.
В офисе ООО «Алекс» Воробьевы познакомились с еще одним фигурантом нынешнего уголовного дела Алексеем Коркиным. Тот представился коммерческим директором и предложил им на выбор несколько трехкомнатных квартир, предупредив, что на некоторые из них ранее были оформлены договоры, но в связи с неуплатой людьми долга они будут расторгнуты, и квартиры будут продаваться снова. Посоветовавшись с юристом, Воробьевы сообщили, что готовы приобретать лишь ни разу не продававшуюся квартиру. «Без проблем», - ответил Коркин и предложил им «идеальный вариант» - 6 этаж, квартира N96. Для подтверждения прав Коркина продавать это жилье Воробьевы обратились в АН «Бекар» и ныне подсудимый Одинцов предъявил им соглашение с ООО «Алекс», на основании которого последнее инвестирует постройку 250-ти квадратных метров жилплощади. После этого Воробьевы стали дольщиками: заключили с Коркиным договор и перевели на счет компании «Алекс» 1 миллион 173 тысячи рублей (около 38 тысяч долларов). При этом Одинцов отказался визировать договор: мол, заключали с ООО «Алекс», причем здесь «Бекар»? Коркин извинился за такую реакцию, но тут же успокоил клиентов: «Вашими деньгами уже оплачен кирпич для строительства вашего дома».
А 17 сентября 2003-го года, когда Воробьевы уже свыклись с мыслью о скором переезде, поставили в «почти своей» квартире железную дверь и провели перепланировку, им позвонил прораб и сообщил, что их железная дверь срезана. А на ее место установлена железная дверь «настоящего» владельца квартиры – Виктора Глушкина, который заключил договор о долевом строительстве с ЗАО «Ал-Трест» еще в 1998-м году. В этот же день Воробьев поехал в АН «Бекар» с требованием объяснений. И получил их от Одинцова: квартира N96 ООО «Алекс» никогда не принадлежала, ООО «Алекс» имеет право лишь на две двухкомнатные квартиры N98 и N116, и с этим вопросом лучше обратиться непосредственно к директору ООО «Алекс» Денису Яровому. И ни денег, ни стройматериалов в счет оплаты строительства квартиры N96 от ООО «Алекс» в ЗАО «Ал-Трест» не поступало.
Как пояснил следователям Виктор Глушкин, он в течение трех лет – с декабря 1998-го по январь 2003-го года – выплатил полную стоимость этой квартиры, после чего с женой Ниной Глушкиной приехал на стройку и поднялся с прорабом для осмотра теперь уже своей жилплощади. И обнаружил, что путь ему преграждает железная дверь, которую он не заказывал. Последовал разговор с Одинцовым, который поведал клиентам, что между ЗАО «Ал-трест» и ООО «Алекс» существует договор о передаче прав на инвестирование строительства нескольких квартир, что их квартиры в этом списке не было, что был ошибочно заключен договор с другими лицами, который уже расторгнут. А на вопрос «что делать с железной дверью» просто ответил «снять».
Суд решит, кому, где жить
Один из подсудимых – Денис Яровой – раньше работал в рыбном бизнесе: скупал в порту свежемороженую рыбу и продавал ее розничным торговцам. Под конец этой деятельности он задолжал несколько тысяч долларов кредитору, и чтобы выплатить долг обратился к своему приятелю Коркину с просьбой найти ему работу. Тот познакомил его с Одинцовым. От последнего Яровой получил информацию, что для сотрудничества ему потребуется юридическое лицо. В апреле 2001-го года за 2000 рублей он купил фирму ООО «Алекс», назначил себя ее генеральным директором, нанял секретаршу, назначил внештатным консультантом по вопросам недвижимости Коркина и начал свою деятельность.
25 мая 2001-го года Одинцов заключил с ним соглашение о передаче в распоряжение ООО «Алекс» 250-ти метров жилплощади в строящемся доме, и Яровой за 5% комиссионных стал искать клиентуру. Супруги Воробьевы с их квартирой N96 – это не первые и не последние его «клиенты». Аналогичные истории произошли с Павлом Палей и квартирой N98, с Виктором Шевандиным и квартирой N50, Владимиром Брагиным и квартирой N146, Игорем Успенским и квартирой N97. Наконец, уже в 2006-м году потерпевшие Ольга Антонышева и Татьяна Александрова, узнали, что «их» квартиры N80 и N116 якобы принадлежат... заместителю директора АН «Бекар» Татьяне Чуприной. От потерпевшей Татьяны Александровой поступило ходатайство о вызове последней на допрос на следующее заседание, которое назначено на 3 ноября.
Яровой уверяет, что все получаемые от клиентов деньги он переводил «деловым партнерам «Ал-Трест», которых ему называл Одинцов. Что, возможно, объясняет и отсутствие денег у самого «Ал-Треста»: фирмы, согласно мнению следствия, были партнерами самого Одинцова.
Сейчас адвокаты подсудимых убеждают всех потерпевших принять вложенные ими 4 года назад деньги и отказаться от претензий. Пятеро из восьми уже согласились на это. Получили свои 38 тысяч долларов и Воробьевы: о трехкомнатной квартире в новом доме они уже и не мечтают. Остальные намерены биться до конца: ими заявлены иски о возмещении материального вреда по нынешней стоимости так и не полученных ими двухкомнатных и трехкомнатных квартир в новостройках.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру
P.S. «Особенностью рынка новостроек является то, что компания-застройщик предлагает внести деньги за жилье еще до того, как дом принят госкомиссией и поставлен на учет в регистрирующих и эксплутационных организациях. Получается типичная ситуация "вечером - деньги, утром - стулья", поэтому у недобросовестных девелоперов есть стимул (в отдельных случаях - прямой умысел) продать одну и ту же квартиру в несколько разных мест, к тому же жилье предлагается не по традиционным (почтовым), а по строительным адресам типа "Проектируемый проезд 3420, квартал 6 Б, корпус 3, секция 4, этаж 16, вторая дверь налево". Конечно, это приводит к многочисленным злоупотреблениям, самые наивные из которых - это беспроцентная прокрутка полученных с клиентов средств с дальнейшим их возвратом или предоставлением других, менее ликвидных квартир (на крайних этажах, в угловых секциях и т.п.)». Так предупреждает теперь клиентов о существующих видах квартирного мошенничества сайт АН «Бекар». Судя по материалам «Дела строителей», у агентства по этой части весьма богатый опыт.