«Морской порт Санкт-Петербург» вновь выставлен на продажу. Смольный совместно с РФФИ пытаются продать городской и федеральный пакеты акций компании. Однако, по мнению специалистов, сейчас активы порта как никогда мало привлекательны для того, чтобы за них развернулась серьезная борьба.
ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» снова выставлено на продажу. В ноябре Смольный совместно с Российским фондом федерального имущества (РФФИ) попытаются продать 28-процентный городской и 20-процентный федеральный пакеты акций компании, начальную стоимость которых оценили в 802,5 миллиона рублей. Аукцион состоится в Москве. Как сообщает пресс-служба Росимущества, именно возможность покупки консолидированного пакета станет «особенностью» предстоящих торгов. «Это обстоятельство, безусловно, значительно повышает интерес потенциальных инвесторов к данному активу», - говорится в сообщении. Между тем торги принадлежащими государству и городу долями порта столько раз переносились и откладывались, что не известно, чем закончится очередная попытка федеральных и региональных властей реализовать принадлежащие им пакеты акций.
Сейчас активы порта как никогда мало привлекательны для того, чтобы за них развернулась какая бы то ни было более-менее серьезная борьба. По оценкам экспертов, если аукцион и состоится, то продажная цена пакета может вообще не превысить стартовую – это связано с падением выручки компании (в этом году она упала почти на треть) и чистой прибыли (уменьшилась на 70 процентов). Кроме того, ажиотаж, вызванный забастовкой докеров, превратил ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в не слишком надежного партнера в глазах грузовладельцев, следствием чего стала потеря части клиентов – из порта стали уходить грузы. Докеры и сейчас юридически находятся в режиме забастовки. Профсоюзы заверяют, что в этом состоянии ситуация может оставаться до конца декабря этого года. И если за это время важнейшее из требований – вопрос об индексации заработной платы – не будет удовлетворено, то со следующего года докеры намерены снова развернуть активную борьбу. Все эти обстоятельства вряд ли могут прибавить привлекательности выставляемому на торги пакету. Заметим, что он и так уже заметно подешевел. Осенью прошлого года эксперты оценивали возможность продажи консолидированного пакета порта в сумму около 50 миллионов долларов. Уже в этом году глава КУГИ Игорь Метельский оценивал возможную продажу консолидированного пакета за сумму около 15 миллионов долларов (450 миллионов рублей). Впрочем, в результате номинальная стоимость обоих пакетов на аукционе составит около 28 миллионов долларов.
Не исключено, что забастовка была спровоцирована грядущим аукционом и стала важным шагом на пути к обесцениванию акций компании перед их продажей. Если аукцион не состоится (а эта возможность не исключена) то собственники вынуждены будут снижать цену на свои доли. В портовом комитете Российского профсоюза докеров утверждают, что работодатель намеренно затягивает конфликт. В то же время руководство порта утверждает, что профсоюзы сами действуют в интересах заинтересованных в банкротстве порта структур.
Считается, что наибольший интерес к предстоящему аукциону могут проявить акционеры. Напомним, что контрольным пакетом акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (50,01%) управляет датская компании Jysk Staalindustri в интересах ОАО «Новолипецкого металлургического комбината». Эта компания в 2004 году выкупила контрольный пакет акций у оффшора Nasdor Anstalt за 100 миллионов долларов.
Туманная история
Это будет первая официальная попытка Смольного реализовать принадлежащий ему пакет на торгах совместно с федеральным. Несмотря на то, что представители КУГИ неоднократно заявляли о своем желании именно таким образом распорядиться городской долей порта, на деле их инициатива все время оборачивалось неудачей. В ноябре прошлого года глава КУГИ Игорь Метельский заявлял журналистам, что Смольному было бы очень выгодно реализовать городской пакет вкупе с федеральным, торги по которому должны были состояться в январе этого года. Однако городской пакет так и не дошел до аукциона: РФФИ не стал выставлять его на продажу, объявив торги только по принадлежащему государству пакету и назначив ему стартовую цену в 102 миллионов рублей. В конечном счете, аукцион так и не состоялся. В последний момент в РФФИ неожиданно приняли решение отменить торги, мотивируя это тем, что можно извлечь больше выгоды, если продать оба пакета вместе. По данным источника в РФФИ, ни одной заявки на аукцион не поступило. В Смольном сразу же заявили, что консолидированный пакет непременно будет продан летом. Однако в конце августа в беседе с корреспондентом «Фонтанки» Игорь Метельский признался, что в РФФИ от чего-то медлят и «как-то вяло» готовятся к совместной сделке. Глава КУГИ заверил, что в любом случае городской пакет будет продан до конца года.
Однако спустя короткое время заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов неожиданно заявил в СМИ о том, что план приватизации на текущий год уже выполнен, поэтому аукцион по продаже городской доли порта откладывается на первый квартал 2006-го.
В начале сентября ситуация снова изменилась: стало известно, что город с федерацией так и не договорились о совместной сделке, а петербургский Фонд имущества распространил информацию о том, что принадлежащий Смольному 28-процентный пакет будет продан в отрыве от федерального до конца этого года. Теперь же РФФИ и Смольный, судя по всему, договорились и попытаются продать оба пакета 10 ноября. В КУГИ эти в прямом смысле лихорадочные колебания объясняют исключительно желанием повыгоднее продать имеющееся имущество. Между тем, наверно, никто уже не удивится, если и на этот раз какие-то странные обстоятельства вновь помешают сделке.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру