Такие страсти не кипели вокруг Дворцовой площади давно - наверное, с тех самых пор, как ее штурмовали большевики. На этот раз на штурм Дворцовой пошел Марк Рудинштейн, который намерен превратить площадь в плацдарм для нового международного кинофестиваля класса "люкс" - "Золотой ангел". Но на их пути встали защитники Зимнего с именами и без имен.
Такие напряженные страсти не кипели вокруг Дворцовой площади давно - наверное, с тех самых пор, как ее штурмовали большевики. На этот раз на штурм Дворцовой пошел известный московский кинопродюсер Марк Рудинштейн. Вместе с режиссером Андреем Кончаловским он намерен превратить площадь в плацдарм для нового международного кинофестиваля класса "люкс" - "Золотой ангел". Но на пути непрошенного "Ангела" встал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, выразивший сомнение в корректности превращения музейного пространства в кинорынок. Вместе с ним в ряды защитников Зимнего встали люди с именами и без имен, в их числе - известный кинорежиссер Александр Сокуров.
Открытое письмо Сокурова губернатору Матвиенко на прошлой неделе цитировали большинство городских СМИ. Тон письма был самым тревожным: "Агрессивная борьба вокруг Дворцовой площади может окончиться и кровью. Уверен, что возможно и убийство Пиотровского..."
В настоящее время споры вокруг «Золотого ангела» все больше приобретают характер открытого социального недовольства. Вероятно, поэтому губернатор Валентина Матвиенко намерена в ближайшие дни провести совещание с участием конфликтующих сторон.
«Золотой ангел» - пролетел?
Экспозиция конфликта вокруг Дворцовой площади разворачивается вполне в духе семнадцатого года. Марк Рудинштейн, экс-владелец «Кинотавра» и почетный гражданин Одессы, во всеоружии своих московских связей и при очевидной поддержке Смольного надвигается стремительной деловой поступью на Зимний дворец, а тот лишь робко отстреливается открытыми письмами и взывает к общественному мнению. Народ, как ему и положено, безмолвствует.
Между тем, Марк Рудинштейн обещает, что его фестиваль гарантированно принесет всеобщее счастье. Счастье будет петербургскому бюджету, потому что из городской казны Рудинштейн не возьмет ни копейки, зато принесет ей баснословные прибыли. Счастье будет всей северной столице, ибо грядущий петербургский фестиваль, по замыслу организаторов, должен встать вровень с аналогичными кинофорумами в Каннах, Венеции и Берлине. Счастье будет для всей России и даже для Евросоюза, так как в Европе только и грезят, что о кинофестивале в таком уникальном и по-западному утонченном городе, как Петербург. Буржуазная эклектичная Москва - не самое удачное место для международного слета кинематографистов. Так, или примерно так рассуждает Марк Рудинштейн, и простодушно разводит руками, чтобы все видели, что он желает северной столице только добра.
В принципе, кинофестиваль Рудинштейна уже официально запланирован. Еще в двадцатых числах августа правительство Петербурга издало постановление, в котором распорядилось о проведении в городе международного кинофестиваля под предварительным названием «Золотой ангел». Это корреспонденту «Тайного Советника» подтвердили и представители петербургской кинематографической среды, и пресс-служба губернатора города.
«Золотой ангел» намечен на июль 2006 года и должен занять по времени не более тринадцати дней. В течение этих дней на Дворцовой площади, согласно проекту Рудинштейна, возникнет целый киногород, с кафе, ресторанами, уличными экранами и шестью закрытыми залами для просмотра конкурсных картин. Как заявил корреспонденту "ТС" председатель городского комитета по культуре Николай Буров, "уже есть макет и компьютерная разработка проекта".
И все же с проектом (и особенно, с правительственным постановлением) несколько поспешили. Очевидно, никто не ожидал, что в Петербурге найдется такое количество сомневающихся и несогласных с ним, и в их числе, кстати, сам Буров. По словам Николая Витальевича, никто не возражает, что "наличие фестиваля мирового уровня в Петербурге - это благая вещь. Адрес фестиваля - вот что вызывает споры..."
"Зона особого внимания"
Адрес фестиваля - не только Дворцовая площадь, но и все пространство от Эрмитажа до гостиницы "Астория", которое Рудинштейн на период кинофорума намерен объявить пешеходной зоной. В то же время режиссер Александр Сокуров предлагает объявить совсем другое - временный мораторий на использование Дворцовой площади, чтобы защитить ее от "разрушительного вторжения русского капитала".
Чего опасается Сокуров? По его мнению, коммерческая эксплуатация Дворцовой может привести к необратимым последствиям. Во время проведения здесь массовых акций "никто не может гарантировать ни безопасности огромного числа людей, ни безопасности Эрмитажа". Да и не допустимы на парадной площади никакие "сиюминутные и спекулятивные" действа, как не уместны они в храме.
- Мне кажется странным, что на вопрос об использовании памятников архитектуры в утилитарных целях до сих пор нет однозначного отрицательного ответа, - говорит Александр Николаевич.- У губернатора вообще не должно возникнуть никаких сомнений по этому поводу, здесь нет дискуссии. Дворцовая площадь - это треть нашего города, это культурообразующая единица. Уберите Эрмитаж и Дворцовую площадь - что останется от Петербурга?
Самый шокирующий пассаж письма - о вероятном убийстве Пиотровского. Впрочем, как признался "ТС" сам режиссер, "ни на каких конкретных данных это не основано". Просто "это общий тон русского капитала: как только человек начинает противодействовать денежным интересам, его уничтожают. А деятельность Пиотровского серьезно препятствует капитализации городского пространства".
- Вы считаете, что угроза Пиотровскому может исходить от Марка Рудинштейна? - спрашиваем мы у Сокурова.
- Я знаю Рудинштейна как человека, который на определенном этапе сделал немало важного для российского кино. Созданный им "Кинотавр" мне не нравился по многим причинам, но он много значил для выживания отечественной киносреды. Поэтому для меня образ Рудинштейна как участника кинематографического сообщества - абсолютно положительный. Но Рудинштейн никогда не скрывал, что он, помимо прочего, является бизнесменом. Не исключено, что в какой-то момент жизни бизнес-интересы становятся для личности главными. Это для меня совершенно определенно, тем более, что в интервью для «Эха Москвы» Рудинштейн прямо говорил, что проектом в Петербурге он будет заниматься два года, а потом кому-нибудь его продаст, как продал сочинский фестиваль.
Сейчас в городе, по словам Сокурова, продолжается гуманитарный кризис. "Преобладают мрачные настроения среди петербургских журналистов, интеллигенции. Идет разрушение географии города, как и в Москве, происходит уплотнительная застройка, которая в северной столице воспринимается как мрачное насилие русского бандитизма. Вопрос о капитализации Дворцовой площади - лишь одно из проявлений этого кризиса. Город, который не желает или не может защитить свою святыню, коей является для Петербурга Дворцовая площадь, - это никакая не культурная столица, это старуха, которой надо доживать свой век и молчать".
Преодоление гуманитарного кризиса Александр Сокуров предлагает начать с формулирования закона о Дворцовой площади. Вплоть до его принятия на площади должен действовать мораторий на все публичные и массовые акции. Сам же закон должен заключать в себе "четкие и ясные всем принципы использования Дворцовой площади, а, может, и принципы использования всех культурных памятников Петербурга (в частности, дворцов в окрестностях города, которые часто сдаются внаем для разовых коммерческих акций)". Самым цивилизованным выходом из ситуации, на взгляд Сокурова, является передача всего примыкающего пространства в ведение Эрмитажа. Но Законодательное собрание города, в компетенции которого - принять подобный закон, пока что хранит молчание.
- Боюсь, что мы можем и не победить, - сказал Александр Сокуров «ТС» на прощание.
Зачистка фестивального пространства
Планы Марка Рудинштейна вызвали недоумение не только у Сокурова, но и у давно сложившейся в Петербурге фестивальной среды. Известно, что на протяжении последнего десятилетия в нашем городе проводятся ежегодные кинофестивали – такие, как «Виват, кино России», «Фестиваль фестивалей», «Послание к человеку». Что будет с ними в случае успешной реализации проекта Рудинштейна? Не произойдет ли поглощения традиционных кинофестивалей более могущественным кинопродюсером из Москвы?
Как заявили корреспонденту «ТС» представители петербургских кинофестивальных движений, Марк Рудинштейн действительно предлагал им объединить усилия под эгидой «Золотого ангела». Но пока что его предложения не вызывают никакого энтузиазма. Понять кинематографистов можно: у каждого из фестивалей есть сформированные штаты, долгосрочные договора и проверенные партнеры. Ломать это все в угоду прихотям московской киноэлиты никому не представляется ни выгодным, ни этичным.
Валерий Береснев
Официально:
В пресс-службе Валентины Матвиенко «ТС» сказали буквально следующее:
«Губернатор намерена провести расширенное совещание по вопросу подготовки и проведения международного кинофестиваля «Золотой ангел» на Дворцовой площади. На встречу приглашены: директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, кинорежиссеры Александр Сокуров, Владимир Бортко, Алексей Герман, Дмитрий Месхиев, председатель Союза кинематографистов Петербурга Евгений Татарский, генеральный директор кинофестиваля «Послание к человеку» Михаил Литвяков и другие лица. Встреча намечена на начало будущей недели. Губернатор выслушает мнение сторон и примет окончательное решение».