Антимонопольные органы проверили объективность представленных страховой компанией «Согласие» данных для рейтинга. Выяснилось, что она суммировала показатели всего филиала и в итоге заняла лучшее место в региональном рейтинге. Арифметические игры обошлись компании в 40 тысяч рублей. Арбитражный суд признал санкции обоснованными.
Конфликт вокруг расположенного в Петербурге Северо-Западного регионального филиала ООО «Страховая компания «Согласие» разгорелся в Великом Новгороде. Компания разместила в газете рекламу под заголовком «Новости от «Согласия». В рекламе в виде таблицы отражены количественные показатели сумм поступлений и выплат лидирующих страховых компаний по Новгородской области со ссылкой на сайт компании. Количественные показатели заявителя указаны в таблице с учетом показателей всех агентств филиала, в том числе работающих в Псковской области и Республике Карелия. Однако Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сочла рекламу недостоверной. Постановлением антимонопольного органа страховая компания была привлечена к административной ответственности в виде 40 тысяч рублей штрафа. Вердикт ФАС страховщики оспорили в арбитражном суде.
По мнению истца, «вычленять» из результата деятельности филиала показатели деятельности его агентств неправомерно. В рекламе указана ссылка на источник данных – сайт компании в Интернете. На нем показатели работы всего филиала были искусственно «расчленены» на показатели работы по отдельным регионам, а страховая компания суммировала эти данные. Таким образом, они были отражены в спорной рекламе как объективные и достоверные.
Арбитражный суд с таким доводом не согласился. Выяснилось, что согласно ведомственной статистической отчетности (форма N 1-С) сумма поступлений по Новгородской области составила 33,4 миллиона рублей, а выплат – 17 миллионов рублей. На сайте компания указала уже почти 34 миллиона рублей сборов. В газетной рекламе фигурировала сумма сборов в 60,2 миллиона рублей, а выплат – 20,5. Таким образом, указанные в спорной рекламе количественные показатели не соответствуют ни информации, размещенной на сайте, ни сведениям, содержащимся в статистической отчетности. Следовательно, компания указала в рекламе недостоверные статистические данные, а также сведения о размере спроса на ее услуги в Новгородской области.
Суд также установил, что разбивка количественных показателей по регионам не является искусственной, поскольку предусмотрена правилами учета страховых компаний. Спорная рекламная информация с учетом территории распространения газеты предназначена для потенциальных клиентов, проживающих (расположенных) в Новгородской области. Поэтому количественные показатели деятельности общества должны были быть отражены в рекламе применительно к Новгородской области, как это и сделано в отношении показателей конкурентов. Учитывая изложенное, реклама была обоснованно расценена антимонопольным органом как недостоверная и недобросовестная.
Иск страховщиков был отклонен. Кассационная коллегия подтвердила правильность этого решения.
Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру