Идею возведения пассажирского терминала «Морской фасад» на Васильевском острове в очередной раз назвали безопасной для экологии города. В пятницу к такому выводу пришли депутаты постоянной комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания.
Решение было принято, можно сказать «на коленке»: о том, что такой серьезный вопрос будет обсуждаться на пятничном заседании комиссии, решено было за час до заседания. А из депутатов на обсуждении присутствовало только четверо – председатель комиссии Александр Редько, Олег Корякин, Вадим Лопатников и Сергей Андреев. Гораздо больше было приглашенных – представителей различных организаций.
С учетом того, что вслед за смольнинскими чиновниками, курирующими проект, депутаты в небывалой спешке заявили, что не видят в идее строительства терминала ничего, что теоретически могло бы повредить экологии Васильевского острова, у сторонних наблюдателей возникли подозрения в попытке «пиара» крупного проекта. В итоге депутаты признали проект «соответствующим всем законодательным актам в области охраны окружающей среды».
По словам председателя комиссии Александра Редько, на самом деле, вопрос о экологической стороне этого проекта «обсуждался давно»: «В комиссию, депутатам нашей и других фракций поступали возмущенные обращения от граждан, и мы решили разобраться в этом вопросе. В итоге оказалось, что все разговоры пустые, так как проект прошел все необходимые согласования, и его реализация не окажет негативного воздействия на окружающую среду».
Экологическую безопасность проекта депутат объяснил следующим образом: «Мы задавали специалистам вопросы в отношении воздействия навигационных приборов на окружающую территорию, воздействия новых лайнеров на качество воды в Финском заливе и пришли к заключению, что именно новые лайнеры, которые сегодня не могут подойти к нашим берегам, для окружающей среды безопаснее старых судов, размером менее 200 метров. Навигационные системы местных лайнеров ориентируются не по ультразвуку и лазеру, а с помощью спутника, что не оказывает негативного воздействия ни на здоровье человека, ни на воздух, ни на воду». Кроме этого, депутат заявил, что, по его мнению, Васильевский остров – это чуть ли не единственное место, где можно построить такой порт.
Напомним, что, согласно планам, на Васильевском острове придется подготовить около 450 гектаров намывных территорий. «Новая земля» сузит в Финский залив примерно на 1200 метров. К 2011 году на Васильевском острове должны появиться 7 причальных комплексов для приемки пассажирских лайнеров и жилая инфраструктура. Кураторы проекта предполагают, что, кроме жилья, на новых территориях появятся новые гостиницы, а также деловые офисы. Общая стоимость проекта может превысить 2 миллиарда долларов. Впрочем, пока представители управляющей компании «Морской фасад» с уверенностью склонны говорить только о первом пусковом комплексе, который будет введен в 2008 году и включит в себя три причала для приема круизных судов.
Несмотря на то, что проект уже успели одобрить чуть ли не все возможные ведомства, включая Правительство РФ, жители Васильевского острова продолжают бороться против его реализации, без конца проводя пикеты и устраивая акции протеста. Уже собрано более 7,5 тысяч подписей, и даже написано открытое письмо президенту с просьбой не позволить свершиться экологической катастрофе.
Как утверждают противники идеи строительства главных морских ворот города на территории Васильевского острова, ни общественной, ни государственной экспертиз возможного намыва не проводил никто. Были лишь экспертизы проекта терминала. Тем не менее, еще в апреле этого года в ООО «Морской фасад» сообщали, что Министерство природных ресурсов РФ утвердило заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту.
Но экологи уже сделали свой прогноз. По словам председателя петербургского отделения Международного зеленого креста Юрий Шевчука, в случае реализации проекта та рекреационная зона, которая сейчас сложилась, погибнет. В ходе работ в Невской губе возникнет замутнение, на мелководье появится осадок, а из-за отсутствия света и кислорода погибнет живность, которая там водится.
Специалисты сходятся во мнении, что порт, который мог бы принимать крупные пассажирские лайнеры, городу необходим, однако то место, которое для него выбрано, трудно назвать «единственным». Морской вокзал может быть построен и на южном берегу Финского залива восточнее Стрельны, и на северном берегу залива в районе Лахты и Ольгино, и, наконец, в западной части острова Котлин.
Депутаты уверены, что появление нового вокзала позволит увеличить количество туристов в городе - до 3-4 миллионов в год. Однако уже сейчас отечественные турфирмы предупреждают, что индустрии отдыха в Петербурге грозит серьезный кризис. Так, в нынешнем году к нам из-за рубежа приедет всего 2 миллиона туристов (в прошлом году их было на миллион больше). Противники проекта утверждают, что, учитывая сомнительные экономические обоснования, в конечном счете город рискует получить второй «суперсовременный» терминал – наподобие «ямы» у Московского вокзала.
Надежда Зайцева,
Александра Медведева,
Фонтанка.ру