Известный «смаковед» Андрей Макаревич в четверг явил себя петербургской публике и как знаток проблем алкоголизма и наркологии. Макаревич представил свою новую книгу - «Занимательная наркология». Написана она не в стихах, а в прозе, и является полноценным литературным произведением.
«В этой книге я не буду касаться массы принципиальных и не имеющих пока ответа вопросов. Что, например, заставляет человека, которому в жизни дано немало вполне конкретных удовольствий, тянуть свою лапку за пределы дозволенного. И, кстати, по поводу дозволенного – почему это страны и государства разрешили или даже монополизировали часть и нещадно карают своих граждан за попытку приобщиться к другой, запрещенной части, и чем это мягкая калифорнийская трава опасней какой-нибудь уренгойской водки низшей категории», - пишет Макаревич во вступлении к своей книге. Так вот, «об этом» в книге действительно ничего нет.
Макаревич просто рассказывает занимательные истории из собственной жизни, делится связанным с темой книги личным опытом. Опыт этот, правда, у Макаревича по большей части связан с распитием различных алкогольных напитков и выкуриванием разных сортов табака – за «пределы дозволенного» выходит не больше нескольких страниц из всей книги. «Я знаю, что сейчас едят грибы и нюхают клей, но мне об этом рассказать совершенно нечего, рассказал, о чем знаю», - ответил Андрей Макаревич на вопрос «Фонтанки», почему большая часть книги посвящена именно водке и другим алкогольным напиткам.
Естественным образом возникшую у журналистов аналогию с творчеством Венедикта Ерофеева Макаревич решительно отверг, хотя и считает книгу «Москва-Петушки» великой: «Никаких перекличек с Ерофеевым у меня нет. Вы же не связываете между собой все книги о любви? Так почему нужно искать что-то общее здесь?».
Пропагандой алкоголя Макаревич «Занимательную наркологию» не считает, так как рассчитывает на читателя своего уровня и с хорошим чувством юмора. Правда, есть риск, что кто-то окажется недостаточно умен и воспримет все буквально. «Что ж, этим людям все равно уже ничего не повредит», - отвечает Макаревич-писатель.
Полноправным соавтором книги стал старый друг Андрея Макаревича - врач-нарколог Марк Гарбер, который ко всем историям делает своеобразные ремарки на полях. Третьим соавтором должен был стать Юз Алешковский. «Но он в Америке, к тому же занят другой книгой, а нам просто не хватило сил ждать», - рассказывает Макаревич.
А вот на один из вопросов Андрей ответить не смог. А именно - зачем была написана книга. "Зачем? – удивился он. – Разве можно писать песни или книги зачем-то? Они просто пишутся, потому что иначе не получается».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру