20 сентября начнется 8-й фестиваль Early Music. Предыдущие семь фестивалей стали одними из самых заметных культурных событий в нашем городе и вернули в Россию культурe исполнения средневековой музыки на аутентичных инструментах.
20 сентября концертом английской группы Red Priest ("Рыжий поп") начнется 8-й фестиваль Early Music. Предыдущие семь фестивалей стали одними из самых заметных культурных событий в нашем городе и, как выражаются организаторы фестиваля, вернули в Россию давно потерянный пласт культуры – культуры исполнения средневековой музыки на аутентичных инструментах.
Организаторы этого фестиваля вообще заслуживают отдельного рассказа. Например, Марк де Мони, отпрыск старинного аристократического рода, получивший образование в Кембридже. Где-то «там» у него есть настоящий замок, но Марк предпочитает жить в Петербурге, играть на скрипке в джаз-клубе и изучать русскую музыку 18-го века. И год за годом тратить силы на то, чтобы в Петербурге могли услышать «настоящую» средневековую музыку. Русский язык, кстати, он знает в совершенстве – детские годы прошли в Москве (отец работал московским корреспондентом BBC), а в Кембридже Марк специализировался на славистике.
По количеству звезд Early Music превосходит все музыкальные фестивали, проходящие в Петербурге, – разве что Петропавловский Джазовый в последние годы может составить ему конкуренцию. Правда, звезды эти довольно специфические – известные узкому кругу любителей музыки. Вот, например приезжавший в 2002-м Жорди Саваль, считающийся суперзвездой в Испании, но кому он был известен у нас? По количеству новой и интересной музыки, которую открывает для петербуржцев каждый год Early Music, это мероприятие можно сравнить уже с другим фестивалем – со СКИФом. Тут уместно и еще одно сравнение: как и СКИФ, Early music - это не просто набор хороших концертов, а особый мир, как совершенно верно говорит Марк де Мони. Кстати, обитает в этом мире, к удивлению западных музыкантов, в основном молодежь.На Западе на самых больших фестивалях старинной музыки – в Бостоне или в голландском Утрехте - преобладает старшее поколение.
У нас же, как ни странно, Марку де Мони удалось заинтересовать именно молодежь. Возможно, благодаря собственной молодости и энергии. Вы бы видели, с каким энтузиазмом де Мони рассказывает о найденных в недрах Ульяновского архива нотах русских композиторов 18-го века. «Почему-то принято считать, что русская музыка началась с Глинки. А мы считаем, что золотым веком как раз был XVIII век», - говорит де Мони. В подтверждение этого Early music организует даже собственное нотное издательство, чтобы найденные ноты были доступны всем.
С не меньшей искренностью де Мони удивляется полному равнодушию к собственному фестивалю со стороны российских чиновников от культуры (только от петербургского комитета по культуре в этом году удалось получить моральную поддержку, а от федеральных властей по-прежнему нет даже этого) и неожиданному интересу, проявленному российским бизнесом. Благодаря этому энтузиазму и стал возможен фестиваль.
Откроется фестиваль, как мы уже сказали, 20 сентября в Малом зале Филармонии концертом англичан Red Priest (группа названа в честь рыжеволосого священника Антонио Вивальди) под названием «Кошмар в Венеции». Затем английские звезды поедут в Москву, где покажут «Карнавал времен года».
22 сентября фестиваль снова вернется в северную столицу, где выступят бельгийцы Ausonia. Cамыми же интересными концертами на петербургской сцене (если не считать открытия) обещает стать выступление французских звезд 2004 года - ансамбля L’Aggreggiata (23-го сентября в Филармонии), приезд в полном составе Alla Francesca (28 cентября в Филармонии) и первое выступление «средневековых» Mala Punica в Петербурге (1 октября в Филармонии).
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру