Юрий Мамин закончил съемки своего нового фильма «Не думай про белых обезьян». В ближайших планах - монтаж, озвучивание, компьютерная графика и начало работы над следующей картиной – «Окно в Париж – 2».
Сценарий Владимира Вардунаса для «... обезьян» был написан еще в конце 80-х, сразу после фильма «Фонтан». Но после выхода «Окна в Париж» Юрий Мамин фактически вынужден был прекратить снимать большое кино – на это не было денег. «А как же фильм «Горько!»? - спросите вы. "Горько!» - это так, ни на что не претендующая шутка», - отвечает на этот вопрос Катерина Ксеньева, дочь Юрия Мамина и исполнительница одной из главных ролей в картине «Не думай про белых обезьян».
«Это Катерина, моя дочь, но она очень хорошая актриса. Любители кино уже знакомы с ней по сериалу «Русские Страшилки», - объясняет Юрий Мамин. «Ты все время, представляя меня, как будто оправдываешься, что снимаешь в своих фильмах собственную дочь. На самом деле тезис о том, что на детях природа отдыхает, совершенно неправилен. Дети они, как известно, цветы жизни. А люди, которые пишут о нашем «семейном киноподряде», просто ущербны. Если бы не любовь мамы (генерального продюсера картины - Людмилы Самохваловой) к тебе, и этому сценарию, то с этим фильмом бы ничего не получилось», - снова вмешивается Катерина Ксеньева.
«Да, действительно, финансовый вопрос для нас был самой большой проблемой, - подтверждает Юрий Мамин. – Я вообще удивляюсь, что мы дотянули до конца работы. Когда еще ночью перед съемочным днем не знаешь, чем платить за съемки, это очень тяжело. Закончили мы буквально на коленях, и я до сих пор не знаю точно, сколько мы еще должны».
Финансовая тема в сегодняшнем российском кино (к которому известный кинорежиссер относится довольно скептично – «снимать некоторые уже научились, но характеров нет, одни деньги»), по словам Юрия Мамина, остается одной из главных. Мало обаять чиновников «Госкино» и провести свой проект. Все равно на него выделят лишь небольшую часть финансирования. А где брать остальные деньги? Идти к людям, у которых они есть, но которым кино не очень-то и интересно. «Они разбираются в том, как продать сахар или нефть, но вкладываться в кино не хотят. Тем более, что и никакого закона о кино не существует, и меценатам их помощь может создать только лишние проблемы», - высказывает наболевшее за время долгой работы над фильмом Мамин.
Тем не менее, фильм, все-таки, доснят. По словам самого кинорежиссера, у него в руках есть материал, из которого можно сделать и новый хит, и великое кино. Все будет зависеть от того, как он сможет с этим материалом поработать.
В картине снялось более 50 актеров. Главную роль исполнил Михаил Тарабукин, молодой актер, который, по словам Мамина, после этого фильма пойдет нарасхват. Название связано с известной буддистской притчей, но фильм, конечно, не религиозный. «Иначе бы он не был комедией», - замечает Мамин.
Фильм этот - о герое нашего времени (по крайней мере, именно так Юрий Мамин представляет себе типичного героя нашего времени). Его главное действующее лицо - современный молодой бизнесмен, совершенно не отягощенный какими-либо моральными установками. Он знает, как все организовать, как продать, и презирает людей, для которых деньги не являются смыслом жизни. Случайно встретив представителей «гнилой интеллигенции», он быстро понимает, как можно получить от них прибыль. Но постепенно открывает для себя мир, в котором радостью является новая книга, а не новая машина.
Одна из главных особенностей новой картины Юрия Мамина – это будет фильм в стихах. «Сценарий и так был интересен, но мы решили создать себе дополнительные проблемы. И мой давний друг и соавтор Вячеслав Лейкин переложил его на стихи», - объясняет такое решение Мамин. Эксперимент оказался не очень простым для опытных и известных актеров снимающихся в картине. «Я требовал от своих актеров строгого ритма. Молодежь справилась с этим легко, а вот у Сергея Юрского, у Олега Басилашвили, у Виктора Смирнова были сложности. Юрский - гениальный чтец, но у него есть привычка обращения с текстом, которую было трудно сломать. А я был неумолим. Ритм, форма мне важнее, чем ваше участие в картине – так отвечал я на все их просьбы облегчить задачу», - вспоминает Мамин.
Сложная задача стояла и перед оператором Александром Гусевым – в обычной картине всего около 300-400 планов, а в новом фильме Мамина их более полутора тысяч. Конечно, все это еще будет резаться и склеиваться. А тем временем Юрий Мамин начнет работать над сценарием для фильма «Окно в Париж –2».
О чем может быть эта картина? "Судьба детей из первого фильма в нашей стране может сложиться по-разному... Кто-то уедет за границу, кто-то погибнет в Чечне, кто-то уйдет в криминал...» - размышляет Мамин. Невесело как-то получается. «А разве в моих фильмах часто идет речь о веселых вещах? Вот тут и должен сработать талант режиссера, чтобы это было смешно. А за глупым весельем - это вам в юмористические программы на телевидение. Как раз в перерывах между сообщениями, кого и где взорвали, и повеселитесь. Страна у нас такая – зловеще-смешная».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру