Минфин требует платить НДС со стоимости продегустированных продуктов питания. Это означает, что предложив посетителям бесплатно выпить 25 граммов вина, компания должна будет уплатить около половины его стоимости в бюджет.
По мнению заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России Натальи Комовой, при безвозмездной передаче продуктов для их дегустации должен уплачиваться налог на добавленную стоимость. А если компания-распространитель не докажет, что дегустация проводилась в целях рекламы, то - еще и налог на прибыль. Официальная позиция финансового ведомства изложена в соответствующем письме Департамента.
Наталья Комова признает, что налогооблагаемая прибыль уменьшается на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров, деятельности - в пределах одного процента от общей выручки. Но, чтобы признать расходы рекламными, налогоплательщик должен доказать, что он разливал напитки или угощал иными пищевыми продуктами в целях «формирования или поддержания интереса к этим товарам». Например, компания продвигала новую марку. А вот оплачивать угощение гостей выставки придется, скорее всего, за счет прибыли.
C НДС ничего доказывать не придется. Бесплатное распространение продуктов для их дегустации Наталья Комова предлагает рассматривать как безвозмездную передачу товаров. И она облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. «При этом налоговую базу следует определять, исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров», – заключает специалист финансового ведомства.
Поскольку налогооблагаемая база по акцизу формируется аналогично НДС, можно предположить, что фискальные органы на местах потребуют заплатить за бесплатно разлитые напитки еще и акциз. Например, за 25 граммов водки в бюджет надо будет отдать почти 1,5 рубля акцизов и примерно 50 копеек НДС. За продегустированную бутылку – 29 рублей акцизов и 10 рублей НДС. В сумме - около половины стоимости поллитровки.
Антон Одынец,
Специально для «Фонтанки.ру»