«Фонтанка» писала на днях о том, как простые граждане задержали преступников, укравших из машины девушки ее сумку. Как выяснилось, подобное проявление воли и мужества – случай не единственный.
...Спустя час-полтора после происшествия потихоньку стал осознавать, что все могло закончиться для меня довольно печально. Мог попасть под машину, в конце погони нарваться на нож или просто нахватать тумаков...
Еще через несколько часов пришли примерно такие вот мысли:
...«...сраженный ужасной загадкой,
Зачем я тогда проливал свою кровь?
Зачем ел тот список на восемь листов?
Зачем мне рубли за подкладкой?!» (В.С.Высоцкий)
Окончательно сформулировать причины своего поведения смог, задав себе вопрос: «...Теперь, когда ты знаешь, что почти ничего не смог сделать в подобной ситуации и почти чудом не получил никакого ущерба, поступишь ли ты точно также?» Лишь ответив утвердительно, я смог понять мотивы собственных действий.
Что же произошло? А произошло абсолютно заурядное происшествие, которых в городе ежедневно случается множество. Автомобильный воришка попытался украсть из стоящего у обочины «Гольфа» панельку магнитолы. Ничего, в общем-то, сенсационного. За исключением времени, места и способа – 15.30, напротив Театра на Литейном, разбив боковое стекло на глазах многочисленных пешеходов. Сенсацией это стало лишь для очевидцев да хозяина автомобиля.
Произошло все следующим образом.
Иду по середине тротуара, «никого не трогаю». Вдруг перед самым носом проскакивает чем-то озабоченный водитель и заглядывает через стекло в машину. После чего наклоняется к двери, видимо, пытаясь ее открыть. Ничего особенного, но почти сразу раздается глухой хлопок. Гляжу в сторону звука и глазам своим не верю! Верхняя половина «водителя» уже полностью находится в салоне «Фольксвагена». Елки-палки, это же автомобильный крадун! Средь бела дня, на глазах толпы людей. Бросаю свой рюкзачок и с криком «Стоять!» кидаюсь к нему. Всего-то - метров 10, но он успевает за доли секунды вылезти с панелькой в руке и кидается через Литейный проспект прямо перед машинами. Ничего не соображая, мчусь следом и понимаю, что бегать человек совсем не умеет, так как по пути к противоположной стороне я его умудряюсь почти догнать. Остается всего метр-полтора.
Такое впечатление, будто мы с ним на всем Литейном одни – никто не крикнет, не подбежит. Все замерли и молча глазеют на шоу.
И вот здесь... Много позже осознаю, что не хватило опыта жестких уличных драк (опыту задержания человека взяться просто неоткуда) – начинаю думать, как бы его остановить поспокойнее и понадежнее. То ли подсечь, то ли прыгнуть сзади ногами, то ли попытаться схватить рукой. Длились эти вот «душевные метания» какие-то мгновения, но воришка, видимо, почувствовал, что его догоняют и начал петлять и метаться. Успеваю его схватить за рукав и только в этот момент начинаю осознавать, что он почти на полторы головы выше и явно сильнее и тяжелее. Один хороший удар - и уже я не бегун. А он уже разворачивается и, не переставая вырываться, пытается ударить. Ситуация почти анекдотичная – что теперь делать не решил, а отпускать жалко. То ли пытаться нанести повреждения, «несовместимые с бегом», то ли... А выбора то собственно и нет – не в плен же он сам сдастся. Уточню, что все это происходит очень быстро, и мысли мелькают мгновенно – все события поместились, максимум в полминуты.
В момент осознания неизбежности жесткой потасовки начинаю, держа руку противника и приседая, «уходить в ноги», чтобы не получить удар по голове. Я уже понял, что и как буду делать, но... в этот момент отрывается рукав шерстяного свитера, и от неожиданности я валюсь мешком на асфальт. За одежду противника цепляются очки и гарнитура телефона. Плюс на шее болтаются распустившиеся нитки - ощущение, будто запутался в сетке.
В этот момент у отчасти обнаженного крадуна, видимо, окончательно сдают нервы, и он с криком: «Да что ты до меня до...!?» расстроено бросает рядом со мной панельку и убегает в ближайшую подворотню. Глядя на нее, вспоминаю о собственных оставленных вещах и дальше уже не бегу.
Достаю трубку, начинается вторая часть спектакля для зрителей. А они, как выясняется, стоят вокруг, чуть ли не разинув рты и замерев от немого восторга.
Звоню по экстренному вызову в милицию – пару минут никто не берет трубку. Перезваниваю еще раз - с тем же результатом. Достаю трубку со второй «симкой» и минуты через полторы слышу ответ милицейского диспетчера. Кратко объясняю, что и где произошло, специально несколько раз проговаривая, что у сбежавшего оторван рукав черного свитера (цвет и ткань описываю по полутораметровой нитке, висящей на шее). У меня спрашивают фамилию и предлагают ждать сотрудников. Перед этим спрашивают мой номер телефона. Слегка завожусь – время-то идет, и человек спешит убраться подальше, предлагаю посмотреть на табло пульта (или что там в диспетчерской), на котором мой номер должен высветиться.
Остаюсь ждать. Двое ребят, явно видевших произошедшее, но не успевших или не захотевших вмешаться, подходят. Начинаем обмениваться «впечатлениями». Около несчастного «гольфика» появляется мужчина, ведущий себя, как очень расстроенный хозяин. Отправляюсь к нему хоть слегка успокоить. Предварительно натянув рукав на ладонь, беру валяющуюся панельку. На воришке вроде не было перчаток, а значит, могут остаться отпечатки. Правда, я вначале и сам ее хватанул сгоряча всей ладонью. Остаемся ждать милицию, ребята-свидетели тоже явно кого-то ждут в своей машине. Проходит минут 15. За это время на горизонте мелькает штуки 4-5 служебных милицейских машин.
До Самого Главного Милицейского Начальства пешком минут 10-15 – становится смешно. Пытаюсь осмыслить свои действия и слова и понимаю, что меня даже не спросили о внешности «подозреваемого». Звоню снова и в лоб предлагаю записать эти приметы, на что слышу радостное согласие, резко увеличившее мое уважение к организации работы в милиции. Спустя 38 минут после первого звонка видим милицейскую машину с гербом в виде совы. Мы на нее уже не особенно реагируем, но она подруливает ровно к тому дому, который был назван. Выходят три сотрудника.
К этому моменту и двое ребят, и все остальные возможные свидетели уже исчезли. Кто-то не ждал, а кто-то и не дождался.
Подхожу – точно, они приехали по моему звонку, но почему-то начинают нервно озираться и расспрашивать, куда убежал воришка. Показываю на подворотню и предлагаю расслабиться - за полчаса тот уже полгорода мог проехать. Оказалось, что они только что получили сигнал и сразу же подъехали забрать «задержанного на месте преступника». Перекидываемся ироничными мыслями в адрес оперативности руководства и дожидаемся изложения мыслей старшего в экипаже. Старший, в ответ на предложение как-то зафиксировать информацию о преступнике, забрать нитку в качестве образца одежды, только махнул на это рукой и сказал, что пока не будет заявления от потерпевшего, никто ничего и делать не станет...
Хозяин «Фольксвагена» вначале порывался уехать почти сразу после появления милиции , но мой аргумент о том, что «тогда урод, разбивший стекло, точно останется безнаказанным» останавливает его. Будет заявление, глядишь, могут случайно задержать и примерить к этому происшествию. Потерпевший вроде даже решает оставить заявление в отделе милиции.
Хоть немного радует меня в результате только два момента - удалось панельку «отбить» да еще и самому не пострадать. А вот поводов для расстройства пруд пруди. Начиная с организацией работы нашей доблестной милиции – остается удивляться лишь тому, что иногда все-таки как-то задерживают «по горячим следам». И заканчивая реакцией окружающих на происшествие, точнее ее полнейшим отсутствием. Разве что дома вечером посудачат! Очень показательно недоумение злоумышленника, не понимавшего причин, по которым я до него «до...». Видно, по его мнению, никто не должен был обратить на такие наглые действия никакого внимания.
Пожалуй, задним числом можно испытывать легонькую гордость тем, что удалось его разочаровать таким образом! А еще было очень приятно услышать искреннее спасибо от хозяина машины. А ниточку от чужого свитера буду хранить: «УЛИКА», а то и «ВЕЩДОК» цельный – авось, милиции пригодится!
Андрей Капитанов,
Специально для Фонтанки.ру