С 1999 года город вдвое увеличил объемы промышленного производства, однако пока так и не достиг уровня производства 1990 года. О том, как правительство Петербурга представляет перспективу развития города на Неве, шла речь на заседании Совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.
При оценке темпов развития экономики очень важную роль играет то, с чем сравниваются сегодняшние показатели. Возьмем промышленность Петербурга: по сравнению с 1999-ым годом объем промышленного производства вырос в 2 раза (а точнее на 202%). Но если вспомнить, что в 1999-ом в городе производилось лишь 42% от уровня 1990-го года, то получается, что сегодня город лишь восстанавливает те позиции, которые занимал в советские времена. Об этом говорил председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк на заседании Совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Учитывая эту ситуацию, городская администрация разработала комплекс мер, которые должны способствовать дальнейшему развитию промышленного потенциала города.
Промышленность заживет по-особому
Владимир Бланк заявил, что необходимо воспользоваться новым механизмом особых экономических зон, создание и функционирование которых регламентируется законом, подписанным президентом в июле этого года. Так, правительство планирует в ближайшее время подать документы на обустройство в Петербурге двух особых экономических зон: технико-внедренческого и производственного типов, которые будут находиться на юге города. При этом предполагается, что технико-внедренческая зона может быть создана на территории промзон «Предпортовая» или «Нойдорф». Для производственной же зоны больше подойдут промзона «Шушары» либо «Металлострой». Для предприятий, которые планируют разместить свое производство на территории этих промзон, создание особых экономических условий может стать дополнительным стимулом.
Владимир Бланк также сообщил, что инженерная подготовка этих территорий будет проводиться в первую очередь. Уже сейчас завершилась подготовка промзоны «Нойдорф», где буквально на днях состоялась закладка первого камня в основании завода компании Bosch&Siemens. Начались работы по развитию инженерных сетей в промзоне «Шушары» - именно там будет построен автомобильный завод «Тойота». Инженерное развитие территорий, то есть обеспечение их всеми энергетическими ресурсами и транспортом, входит в первоочередной список обязательств перед частным бизнесом, которые взяло на себя городское правительство. В частности, уже сейчас приняты программы развития головных источников и магистральных сетей электроснабжения, схемы развития газо-, тепло-, водоснабжения, на выполнение которых закладываются средства в бюджет. И, по словам Владимира Бланка, существующий дефицит энергоресурсов будет ликвидирован к 2010-ому году. Разработаны и новые схемы маршрутов городского наземного транспорта, так как существующая маршрутная сеть требовала пересмотра в связи со значительными изменениями в жизни города.
Кадры решают все
Еще одна серьезная проблема современной промышленности – недостаток квалифицированных специалистов. Особенно это касается рабочих специальностей. Для того чтобы это исправить, разработано несколько программ. В частности, приняты постановления правительства «О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.» и «О программе подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности Петербурга на 2004-2008 гг.»
Как рассказал Владимир Бланк, в промышленности Петербурга было определено 9 кластеров (направлений), в которых были выделены сквозные специальности (всего около 350), которые требуются во всех отраслях. Для этих специальностей по заказу города будут разработаны профессиональные стандарты, соответствующие современным требованиям. Чтобы точно определить потребности рынка труда, эти стандарты будут согласовываться непосредственно с предприятиями. Затем будут разработаны нормативы финансирования, согласно которым город будет выделять средства на подготовку по этим специальностям. Таким образом, ПТУ и техникумы ежегодно будут выпускать 20-25 тысяч действительно необходимых работников, а бюджетные средства не будут потрачены впустую.
Город застрахует свои риски
Еще одним возможным стимулом для развития промышленности является система городского заказа, реформу которого Владимир Бланк назвал завершенной. По его словам, начиная с 2003-го года, когда реформа была начата, удалось добиться серьезных результатов. Так, если в 2003-ем году экономия бюджетных средств составила всего 286 миллионов, то уже в 2004-ом при закупке на сумму 49 миллиардов рублей удалось сэкономить 2 миллиарда 72 миллиона рублей, то есть, почти в 8 раз больше. На сегодняшний день заключены контракты на сумму 48 миллиардов рублей - экономия составила 2 миллиарда 293 миллиона рублей.
При этом администрация намерена полностью отменить предварительную квалификацию тех компаний, которые желают участвовать в конкурсе на получение горзаказа. Теперь они должны будут предоставлять только необходимые по закону документы. Вместо квалификации предполагается ввести систему страхования финансовых рисков компаний в пользу бюджета. Это, по словам Владимира Бланка, не должно значительно удорожать закупку, так как затраты на страхование составляют около 1,5-2%, а экономия превышает эти цифры. Также планируется сделать закупку некоторых видов товаров более централизованной, а лоты – более крупными.
Землю надо покупать сейчас?
Еще один вечный вопрос – земельный. До сих пор большинство предприятий арендуют землю, на которой находится их производство. Городские власти для того, чтобы побудить предпринимателей выкупать землю, снизили выкупную стоимость земли до 9 налоговых ставок. Но, по словам Владимира Бланка, необходимо поторопиться, чтобы воспользоваться «льготными» условиями, так как в этом году земля будет стоить дешевле, чем в следующем и не потому, что цену поднимет городская администрация – есть вероятность, что произойдут изменения в федеральном законодательстве, которые приведут к увеличению стоимости земли.
Определенность в отношения города с владельцами земли должна внести и утвержденная кадастровая стоимость земли. Это позволит администрации проводить дифференцированную политику в отношении владельцев земли в разных частях города. Предприятия же сами должны решить, где им выгоднее располагаться: в центре – и платить большие налоги, либо на окраинах – где стоимость земли намного ниже. Кстати, именно используя разницу в цене на землю, предприятия могут получить средства на перебазирование из центра города, что уже и сделали некоторые компании.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру