Со 2 сентября в Петербурге все желающие смогут увидеть новый (и первый полнометражный) фильм Ильи Хржановского «Четыре», поставленный по сценарию Владимира Сорокина с Сергеем Шнуровым в одной из главных ролей. Мировая премьера этой картины состоялась еще в конце 2004 года, на фестивале в Венеции. В России же вокруг «Четырех» сразу возникла атмосфера скандала, а потому фильм прошел очень трудный путь к зрителям. Международный резонанс пробил Хржановскому путевку и на российские кинофестивали. А теперь «Петербургский музей кино» организует в киноцентре «Родина» ежедневные показы этой картины для всех желающих.
Любопытно, что снимал свой первый большой фильм молодой режиссер Илья Хржановский «при государственной финансовой поддержке Службы кинематографии, Министерства культуры Российской Федерации». Увидев результат, Министерство попросило вырезать из готового фильма сцены, «не имеющие художественной необходимости», - примерно на сорок минут. Хржановский отказался, благо в его контракте необходимость согласия режиссера на редактирование была предусмотрительно записана. В прокат, который должен был начаться с февраля, картина «Четыре» не вышла.
Зато поехала сначала на фестиваль в Венецию, а затем и на Международный кинофестиваль в Роттердаме, где фильм и получил гран-при «Золотой тигр». А также - приз имени режиссера Тео Ван Гога «за бескомпромиссность в искусстве» (наверняка вы помните, что этот голландский режиссер был убит исламским экстремистом, которому не понравился фильм «Покорность»). Хржановского, конечно, не ждут те же опасности что и Ван Гога (в «Четырех» про ислам ничего нет), но «Идущие вместе» наверняка перенесут свою «любовь» к прозе Владимира Сорокина и на её кинематографическую версию.
«Фильм "4" показался нам опустошающим кошмаром, который заставляет нас очутиться в смутном состоянии между ложью и правдой. Илья Хржановский демонстрирует большую смелость в выборе темы и в том, как он изображает полный распад общества, уничтожающего самого себя. Использование им тревожных звуков и разрывного повествования говорит о действительно самобытном видении. Особенно нам нравится его радикальное обращение с женщинами в изображении им молодых проституток и классических "бабушек"», - говорится в решении роттердамского жюри.
Затем последовал гран-при на фестивале "Сиэтл-2005", премия за лучшую режиссерскую работу на фестивале «Буэнос-Айрес-2005», гран-при и премия за лучшую операторскую работу «Трасильвания-2005».
После всего этого шума «Четыре» вынуждены показать и в России - в том же виде, в каком его видели на Западе. Сначала на «Кинотавре», где Хржановскому был вручен специальный приз с формулировкой "не фильму, а режиссеру, который ворвался в кинематограф ярко и для нас (жюри) идеологически неприемлемо". А кинопресса в своих рецензиях выдала весь спектр впечатлений - от «отвратительно» до «замечательно».
Что ж такого наснимал Хржановский в «Четырех» «идеологически неприемлемого» для Министерства Культуры и жюри «Кинотавра» и вызвавшее ощущение «опустошающего кошмара» у видавшего виды Роттердамского? Вроде ничего такого уж страшного. Привычная для Сорокина фантасмагорическая история, в которой намешаны правда и ложь (то самое «смутное состояние» Роттердамского жюри не случайно), пьющие водку президенты и 19-летние проститутки, фантастические истории о советских исследованиях в области клонирования людей и смакуемая чернуха из глухой российской провинции. Постмодернисткий коктейль написан Сорокиным и хорошо перемешан Хржановским. Да, есть совсем неприятные сцены, которые могут порадовать только геронтофила (некоторые наши критики уже обвинили режиссера в сознательном спаивании деревенских бабулек, которые, по выражению Хржановского, «когда напиваются, любят раздеваться»). Есть ненормативная лексика и «сопутствующие ей сцены» (согласно терминологии минкульта). Осторожно предположим, что у иностранных кинокритиков вызвала такую реакцию сама экзотика российской глубинки.
А вот о том, стоит ли что-то за картинкой, о том - ради чего это всё, есть два полярных мнения. Те, кто считает книги Сорокина творчеством, наверняка найдут и в «Четырех» «особую метафизику», «прорыв», «вызов официальному кинематографу», «свежий взгляд на российскую действительность». Тем же, кто уверен, что все это - просто скандал ради скандала, лучше остаться дома и не ходить в сентябре в киноцентр «Родина».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру