Еще 15 лет назад частное образование казалось чем-то необычным, а сегодня в России работает более 600 негосударственных школ, где учится около 53 тысяч человек. Открылось много негосударственных вузов. Тем не менее споры о преимуществах и недостатках частного образования не утихают до сих пор, да и сами школы и вузы по-прежнему испытывают трудности при взаимодействии с государством.
В Петербурге частные школы появились как альтернатива существовавшей системе образования. Сейчас в 70 негосударственных школах учится около 10 тысяч детей (около 1 процента от общего числа школьников Петербурга). Средняя стоимость обучения составляет от 6 до 20 тысяч рублей в месяц. Стоит отметить, что только треть частных школ Петербурга имеет государственную аккредитацию и может выдавать выпускникам аттестаты государственного образца, остальным же приходится проходить аттестацию в других образовательных учреждениях. Можно сказать, что на сегодняшний день рынок частных образовательных услуг в городе сложился: если раньше в год открывалось более 20 частных школ, то в 2004 году появилось не более двух. По словам директора бизнес-школы «Взмах» Елены Морозовой, за 15 лет развития частного образования изменились и государственные школы, и сейчас очень важно наладить диалог между этими двумя направлениями, чтобы сделать работу и тех, и других более эффективной.
Председатель Комитета по науке и высшей школе Александр Викторов отметил, что в Петербурге большинство частных учебных заведений – как школ, так и вузов – работают хорошо и дают качественное образование. По его словам, как для государства, так и для общества не должна иметь принципиального значения форма собственности школы или вуза. Государство обязано контролировать качество образования через аттестацию, лицензирование и аккредитацию учебного заведения, а для учеников и их родителей принципиально важно получить именно качественное образование. Александр Викторов также отметил, что город готов помогать частным школам и вузам, выделяя землю и здания, например, под реконструкцию.
Однако налаживанию эффективного диалога между частным образованием и государством часто мешают непродуманные законы. Ректор Института специальной педагогики и психологии Людмила Шипицина сообщила, что ее вуз никак не может получить государственный заказ на подготовку специалистов: они неоднократно подавали заявки, но государство их просто игнорирует. И это при том, что госзаказ невыгоден для вуза – государство выделяет только половину средств, необходимых для обучения студента. Александр Викторов сообщил, что по законодательству Министерство финансов не позволяет федеральным агентствам размещать госзаказ в тех вузах, учредителем которых они не являются. Тем не менее в Петербурге принята программа о целевой подготовке специалистов для бюджетной сферы города, заявку на участие в которой могут подать и негосударственные вузы.
Еще одной проблемой является наличие государственных стандартов, ограничивающих в какой-то степени свободу преподавания. Александр Викторов сообщил, что готов отстаивать право негосударственных учебных заведений участвовать в разработке стандартов по различным специальностям. Он также отметил, что увлеченность созданием жестких стандартов, которая отмечается в последнее время, является неправильной. Так, свобода вуза распространяется всего на 10 процентов учебного процесса, все остальное – жестко регламентировано. Впрочем, отмечает проректор Невского института языка и культуры Галина Фортунатова, государственный стандарт решает лишь «что» преподавать, определяя минимально необходимый школьнику или студенту объем знаний. А то, «как» преподавать, как сделать образовательный процесс более эффективным – это зависит даже не от учебного заведения, а от конкретного человека – учителя. И так было всегда. Как заметил директор частной школы «Эпишкола» Михаил Эпштейн, в советское время, когда вообще была единая программа обучения для всей страны, ученики разных школ все равно знали один и тот же предмет по-разному. И в этом смысле частное образовательное учреждение имеет больше свободы для внедрения инновационных технологий, так как не должно проходить большое количество инстанций при согласовании методики.
Главный же вопрос заключается не только в том, какой объем знаний получит школьник или студент, но и в том, как он сможет их применить в дальнейшей жизни – при поступлении в вуз или при построении карьеры. Вузы недовольны выпускниками школ, работодатели – выпускниками вузов. И специалистам в области образования необходимо определить, каков социальный заказ, каких специалистов не хватает обществу – не только по специальности, но и по качествам, свойственным человеку. То есть надо сформулировать миссию образования на сегодняшний день. Так, Галина Фортунатова считает, что основные требования, которые предъявляет сегодня общество к специалисту – быть креативным и уметь работать в команде. Действительно, такие качества нужны представителю любой профессии.
Есть ли особая миссия у частного образования? Может быть, из-за того, что частной школе и вузу легче сформировать направление своей деятельности, частные образовательные учреждения могут более оперативно откликаться как на социальный заказ, так и на индивидуальный заказ конкретного человека. Так, Михаил Эпштейн считает, что одна из миссий частного образования – то, что оно является проявлением общественной инициативы, а сегодня подобных проявлений становится все меньше из-за соответствующей государственной политики. Еще одна возможная миссия, которая была обозначена еще в самом начале 90-х – стать экспериментальной площадкой для развития альтернативных форм обучения. К сожалению, отмечает Михаил Эпштейн, не все частные школы и вузы пошли по этому пути: для многих частное образование стало способом просто заработать деньги.
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру