Два корабля, затонувших в 1941 году во время бомбежки, удалось обнаружить на дне Балтики участникам проекта «Тайны затонувших кораблей». Водолазы исследовали госпитальное судно «Сибирь», на котором погибло до 500 человек, и военный танкер N12, который стал подводной могилой для 300 военных.
Проект «Тайны затонувших кораблей» официально существует с 2002 года, но на самом деле его участники гораздо раньше начали работать над этой проблемой. Научный руководитель проекта Андрей Лукошков еще с конца 80-х собирал сведения о затонувших в Финском заливе, Ладожском, Онежском озерах кораблях. Главная цель экспедиций – составление реестра затонувших кораблей, данные которого будут полезны как историкам, так и лоцманам. Участники проекта уже обнаружили на дне финского залива более 20 кораблей XVIII-XX веков постройки. Среди них – шхуны, теплоходы, парусники... Немало на дне покоится и самолетов – как советских, так и немецких.
В этом юбилейном победном году участники проекта решили исследовать затонувшие корабли периода Великой Отечественной войны. Водолазы исследовали те корабли, которые были потоплены в ходе эвакуации войск из Таллинна. Всего во время той операции затонуло около 60 кораблей, в том числе 2 подводные лодки и 5 эсминцев. Погибло как минимум 11000 человек из числа эвакуируемых и около 2000 - из составов экипажей.
Госпитальное судно «Сибирь», которое удалось обнаружить специалистам проекта, выходило из таллиннского порта 18 августа 1941 года под специальным конвоем, поскольку на борту судна находилось 890 раненых военных и 410 эвакуируемых гражданских лиц. Несмотря на белую окраску и опознавательные знаки Красного Креста, судно несколько раз подвергалось атакам фашисткой авиации. В корпус попало четыре бомбы. Начался шторм, а потому на сопровождавшие «Сибирь» тральщики удалось эвакуировать лишь часть людей. Бросив судно, тральщики ушли в Кронштадт, а вечером 20 августа крен «Сибири» достиг 45 градусов, и около 500 человек, остававшихся на нем, утонули.
В сентябре начальника конвоя капитана Сарповича и полкового комиссара Сидорова предали суду военного трибунала – «за бездействие, выразившееся в непринятии мер к спасению транспорта «Сибирь» и людей...». Сарповича и Сидорова расстреляли в феврале 1942 года.
Корпус «Сибири» обнаружился в 50 километрах от Кронштадта, на глубине 40 метров. В целом судно сохранилось хорошо – можно проникнуть и в трюмы, и в помещение пассажирской надстройки. Водолазы опускались на глубину 65 метров, и каждый раз находились под водой не более 30 минут. Температура воды на такой глубине – всего 2-3 градуса, а свет с поверхности сюда уже не проникает.
Кроме этого корабля, участниками проекта был обнаружен военный танкер N12, затонувший 29 августа 1941 года. Водолазы, спустившиеся на глубину 65 метров, были поражены – настолько хорошо сохранился корабль. Корма разрушена взрывом авиабомбы, но в носовой части сохранились зенитные орудия, а на палубах до сих пор лежат обросшие водорослями винтовки, пулеметные ленты, патронные ящики – видно, что перед смертью 300 военных до последнего сражались с противником. Как считают участники проекта «Тайны затонувших кораблей», танкер представляет опасность. Во-первых, он не обозначен на картах, а вместе с тем находится на полигоне для тренировок подводников. Во-вторых, танкер шел с нефтью на борту, и во внутренних помещениях танкера до сих пор есть горючее.
На поверхность водолазы ничего, кроме патронов, не поднимали. За годы железо пропиталось солью, поэтому на воздухе через пару дней буквально рассыпается на мелкие части – из-за коррозии. Но кое-что все же можно поднять и, применяя специальные техники консервации, сохранить для музея. Участники проекта пока не ставят перед собой задачи создать экспозицию, но в будущем, возможно, займутся и этим.
Все данные о найденных кораблях передаются в службы Ленинградской военно-морской базы. Но пока что госзаказ на составление реестра не получен, а платят за предоставленную информацию участникам проекта не так много. Поэтому практически все работы осуществляются за счет спонсоров. В будущем году участники проекта планируют продолжать свои исследования в Финском заливе.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру