Пока государство только планирует объединить судостроительные предприятия в несколько крупных холдингов, предприниматели воплощают эти планы на практике. В минувшую пятницу группа компаний «ИСТ» объявила, что продает «Объединенной Промышленной Корпорации» принадлежащие ей 88% акций ОАО «Балтийский Завод». Таким образом, под контролем ОПК оказались 2 крупных петербургских предприятия – помимо «Балтийского завода» ОПК владеет 73,2% акций ОАО «Северная верфь».
Как заявил президент группы компаний «ИСТ» Александр Несис, решение о возможной продаже пакета акций ОАО «Балтийский завод было принято в ходе переговоров с ОПК по созданию единой структуры в области надводного судостроения. «Объединенная Промышленная Корпорация» согласилась с условиями сделки. Мы полностью удовлетворены ее результатами» – заявил Александр Несис.
Напомним, что еще в апреле этого года было заключено соглашение о разделе рынков, согласно которому планировалось, что «Северная верфь» сосредоточится на военном, а Балтийский завод – на гражданском судостроении. В нынешних условиях это соглашение, очевидно, теряет смысл, так как оба предприятия находятся в руках одного собственника.
Сумма сделки не разглашается. В официальном пресс-релизе группы компаний «ИСТ» говорится лишь, что «полученные от сделки средства группа «ИСТ» намерена направить на дальнейшее развитие как своих основных проектов, так и на разработку новых перспективных направлений своей деятельности». По мнению источников газеты «Ведомости», сумма могла составить от 80 до 170 миллионов долларов. «Коммерсант» приводит мнение начальника аналитического управления УК ПСБ Олега Соломина, который оценивает стоимость сделки в 115 миллионов долларов.
Отметим, что в собственности ОПК теперь не только сам «Балтийский завод», у которого на сегодняшний день самый большой пакет заказов в российском гражданском судостроении (около 250 миллионов долларов на 2005 год). Выгодно само расположение завода – предприятие занимает более 650 тысяч квадратных метров на Васильевском острове, в устье реки Большая Нева. «Ведомости» приводят слова заместителя председателя комитета экономического развития Петербурга Юрия Ракова, что все судостроение теперь сосредоточится на территории «Северной верфи». Это означает, что освободившаяся земля может быть передана под коммерческое и жилое строительство.
Как заявил «Коммерсанту» руководитель федерального агентства по промышленности Борис Алешин, государство было одним из инициаторов этой сделки, так как она способствует созданию единой структуры в области надводного судостроения. В городской администрации, по сообщению сделку тоже поддерживают, в частности вице-губернатор Михаил Осеевский пообещал помощь новому собственнику «Балтийского завода» в решении любых вопросов, связанных с объединением двух заводов.
Новым владельцем «Балтийского завода» стала Управляющая компания «Объединенная промышленная корпорация». Она была учреждена летом 2004 года для консолидации непрофильных активов Международного промышленного банка. В управление ОПК были переданы активы Международного Промышленного Банка в области ТЭК, судостроения, авиастроения, машиностроения, недвижимости и других отраслей. Их совокупная стоимость превышает 2 миллиарда долларов. Несмотря на то, что официально председателем совета директоров ОПК является Александр Гнусарев, фактическим ее владельцем считается один из самых таинственных российских олигархов – Сергей Пугачев, до недавнего времени являвшийся владельцем и председателем совета директоров Международного промышленного банка. Покинув банк, Сергей Пугачев стал членом Совета Федерации, где представляет Правительство Республики Тыва, но считается, что влияние в банке он сохранит, как и в ОПК. Его же «подозревают» в близких связях с президентом России Владимиром Путиным, чего сам Пугачев не опровергает.
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру