Лето еще в самом разгаре, но участники петербургского туристского рынка уже сейчас начинают подготовку к следующему «высокому» сезону. Связано это с тем, что поток иностранных туристов в этом году значительно сократился. Опрос турфирм, проведенный Северо-Западным региональным отделением Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) показал, что спад турпотока в Петербург составил как по российским, так и по иностранным туристам около 33%. В сезоне-2006 необходимо хотя бы вернуться к уровню 2004-го года, говорят представители турбизнеса, а для этого нужно максимально полно учесть ошибки этого сезона и устранить все проблемы, которые уменьшают привлекательность Петербурга. Именно этот вопрос обсуждался на заседании комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ.
Безопасность - прежде всего
Город не станет более привлекательным для туристов, пока они не будут чувствовать себя здесь в безопасности. Поэтому комиссия в очередной раз уделила много времени вопросам обеспечения правопорядка на улицах Петербурга. Большую часть преступлений составляют карманные кражи, причем увеличению их количества весьма способствовала жаркая погода – туристам просто некуда было прятать кошельки. Как сообщил заместитель начальника оперативно-розыскной части N6 Александр Ивершень, в этом году было выявлено около 10 преступных групп, занимающихся карманными кражами и грабежами. Проблема заключается и в том, что туристы, как правило, находятся в городе недолго, что значительно осложняет следственные действия. Особенно трудно туристам приходится в случае кражи у них документов. Это связано и с тем, что в отделениях милиции не хватает сотрудников, владеющих иностранным языком. Для того, чтобы улучшить ситуацию, сообщил Александр Ивершень, в штат ГУВД было взято 14 переводчиков с основных иностранных языков.
Меньше всего краж совершается в гостиницах, потому что в них, как правило, система охраны развита на очень высоком уровне. Хотя иногда преступления совершаются и самими иностранцами. Так, 6 августа в гостинице «Рэдиссон Сас» итальянский турист оставил мобильный телефон в вестибюле, а испанский турист этот телефон «подобрал», что зафиксировали камеры внутреннего видеонаблюдения. Когда это обнаружили, турист уже улетел в Испанию, зато в Петербурге остался руководитель группы испанских туристов, которому и была продемонстрирована запись. Теперь турист из Испании, видимо, должен будет вернуть мобильный телефон законному владельцу или возместить его стоимость.
Единственным способом обеспечения безопасности в общественных местах по-прежнему остается постоянное патрулирование центральных улиц Петербурга, где нападения на иностранцев совершаются постоянно. По мнению всех представителей турбизнеса, даже вид человека в форме оказывает психологический эффект на преступников. Еще в начале лета Комиссия по въездному туризму СЗРО РСТ обратилась к руководству ГУВД с просьбой безотлагательно ввести усиленное патрулирование совместными группами различных служб ГУВД. Было замечено, что в начале сезона волна преступности возрастает, а после принятия совместных мер идет на спад. Но, к сожалению, представители правоохранительных органов говорят, что личного состава не хватает, чтобы постоянно вести усиленное патрулирование.
Помнят о проблемах безопасности туристов и в городском правительстве. Как сообщила заместитель председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Ульви Стрельчук, сейчас разрабатывается проект программы по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов на 2006-2008 годы. Эта программа предполагает создание горячей линии для иностранных граждан, проведение курсов для сотрудников внутренних дел для улучшения работы с иностранцами (около 600 человек в год), установку тревожных кнопок, издание памяток на разных языках, а также установку систем видеонаблюдения на улицах. Но только решением проблем безопасности туристов привлечь в город нельзя - ведь и в других европейских городах существует преступность, но потоки туристов туда не уменьшаются.
В зоне евро
По словам Сергея Корнеева, потенциально спрос на Петербург не упал, интерес к городу проявляли даже те крупные зарубежные туроператоры, которые раньше в городе не работали. Но, к сожалению, этот интерес не всегда доходит до стадии заключения договоров. Уменьшение потока иностранных туристов отметили даже в крупнейших музеях, которые буквально в прошлом году жаловались на то, что не могут принять всех желающих. Так, Эрмитаж в мае-июне 2005-го года посетило на 6,45% меньше иностранных посетителей от турфирм, чем за аналогичный период прошлого года. В Государственном музее истории города (Петропавловская крепость) этот показатель еще выше – 12,77%. В качестве основных причин ведущие туристские компании, принимающие туристов в России, называют рост цен на основные услуги, входящие в турпакет, недостаточность рекламы России за рубежом, а также дефицит современных гостиниц туристского класса. Кроме того, Петербург неожиданно для многих туристов оказался в «зоне евро», причем при перерасчете с доллара цены выросли примерно на треть.
Больше всего от сложившейся ситуации пострадал массовый туризм – все участники опроса отмечают, что спад произошел в целом по всем странам и коснулся он среднего слоя туристов. Наиболее видно снижение потока туристов из стран Западной Европы – Франции, Великобритании, Германии и Италии. Особенно значительно сократилось количество немецких туристов – от 20% и больше. Китайцы вообще уехали в Европу – там стало дешевле. Практически не уменьшилось количество американских и японских туристов.
Через Петербург – транзитом
Одной из тенденций последних лет можно назвать активное развитие транзитного туризма в Петербурге - растет количество морских и речных круизов, а также автобусных туров. Туристы, прибывающие к нам таким образом, как правило, не задерживаются больше чем на 2-3 дня. По словам директора турфирмы «Арктур Тревел» Елены Мальчонок, туризм сейчас перераспределяет потоки, и те, кто едет в Россию, выбирает круизы. В прошлом году большой теплоход «Принцесс Крузис» приходил в наш город 10 раз, а в этом – 13. Компания «Ройал Карибиан» имела в прошлом году 15 заходов, а в этом 22. Испанская компания «Пульман Тур», которая раньше вообще не работала в нашем городе, арендовала корабль «Нотика», который уже 18 раз заходил в Петербург. Впервые прислала свой корабль и английская компания «Томсон». Проблема с морскими и речными круизами одна – не хватает места для стоянки судов. Однако увеличение потока круизных туристов имеет и свои «негативные» черты: живя, завтракая и ужиная на корабле, такие туристы оставляют в городе меньше средств. Участились автобусные туры, которые вообще почти ничего не приносят городу. Особенно это относится к туристам из Финляндии, которые приезжают на своем автобусе со своим гидом и буквально на один день. Такая тенденция может стать опасной – туристы становятся экскурсантами.
Что дальше?
Прогнозы турфирм относительно следующего сезона неутешительные: 80% опрошенных считают, что спад в 2006-ом году усугубится. По мнению турфирм, поток туристов не увеличится до тех пор, пока в городе не появятся дешевые гостиницы, не будет единой государственной политики в отношении туризма, а также не будет нормальной законодательной базы. Необходима и реклама. В данный момент для турфирм главное – как можно быстрее получить цены на следующий сезон от гостиниц, музеев и других объектов. Это позволит уже сейчас сформировать турпакеты на следующий сезон и представить их своим зарубежным партнерам. Чем раньше это будет сделано – тем лучше. Музеи и гостиницы активно откликаются на эти предложения: Эрмитаж, Петергоф и Исаакиевский собор уже сообщили цены на следующий сезон, многие гостиницы также уже определились с ценовой политикой, причем они не стали увеличивать стоимость своих услуг.
На заседании Комиссии по въездному туризму представители турбизнеса пришли к соглашению о координации действий в отношении ценовой политики. Сейчас от гостиниц требуется, как минимум, стабилизировать цены, сформировать адекватное предложение на следующий год и представить его своим партнерам. Главная задача на сегодняшний день – перейти от внутренней конкуренции к внешней, а значит, необходимо своевременно подготовить рекламные материалы с единым ценовым предложением для международного туристского рынка и четко сработать в единой связке. По итогам заседания комиссии можно сделать вывод, что большая договорная компания на следующий год в Петербурге уже началась.
P.S. Кстати, помочь туристскому бизнесу может большая политика. Наверняка в преддверии саммита Большой восьмерки, который в следующем году пройдет в Петербурге, будет развернута большая рекламная компания, которая привлечет внимание к нашему городу. Правда, скорее всего, это отразится на потоке туристов уже в 2007-ом году.
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру