После гибели АПЛ «Курск» было закуплено достаточное количество спасательного оборудования, считает председатель совета петербургского клуба моряков-подводников капитан первого ранга Игорь Курдин. Однако все оборудование так разбросано по четырем российским флотам, что в нужное время собрать в нужном месте все необходимое не удается.
«В течение пяти лет руководство ВМФ обвиняет нас в том, что мы выступаем против флота». Такими словами начал пресс-конференцию, посвященную пятой годовщине гибели подводной лодки К-141 «Курск» председатель совета петербургского клуба моряков-подводников капитан первого ранга Игорь Курдин.
Он заявил, что и сам, и его коллеги, делают все, с их точки зрения возможное, чтобы на флоте было только лучше. Игорь Курдин также отверг обвинение в необоснованных суждениях по слишком широкому кругу вопросов, связанных с катастрофами подводных лодок последних лет. «Имея опыт - более 20 лет службы, я могу делать определенные выводы, не вдаваясь в технические подробности», - заявил он. Игоря Курдина поддержал и председатель правления общественного фонда «Памяти АПЛ «Курск»» капитан второго ранга Владимир Митяев (его сын - старший лейтенант Алексей Митяев - погиб на К-141). Он заметил, что его дед, отец, сын и он сам служили на флоте, так что вопрос «будет ли Россия великой морской державой?», который ему недавно задали, Владимир Митяев считает абсурдным. «Была, есть и будет», - заявил он.
Владимир Митяев вспомнил о недавнем ЧП с батискафом «Приз», посетовал на всегда богатый различными катастрофами август и на обычное отечественное разгильдяйство. Поблагодарив англичан и американцев за помощь в спасении батискафа, Владимир Митяев заметил, что он, как военный моряк, не может не задаваться вопросом – кто будет спасать наши подводные суда в случае войны?! – и призвал сделать в конце концов необходимые выводы.
Игорь Курдин, не дожидаясь вопроса журналистов, охарактеризовал нынешнее состояние флота. Он отметил, что о положении в ВМФ можно будет говорить после масштабных морских учений, в рамках которых будет смоделирована и спасательная операция. Учения должны начаться на Северном флоте 16 августа. Однако, о состоянии аварийно-спасательной службы флота можно говорить и сейчас, заявил Игорь Кудрин. «На сегодняшний день итог такой – спасали англичане», - заметил глава клуба моряков-подводников.
По мнению Курдина, после гибели АПЛ «Курск» было закуплено достаточное количество спасательного оборудования. В том числе шесть английских телеуправляемых подводных аппаратов Tiger, дорогостоящие нормобарические водолазные скафандры. Однако все оборудование так разбросано по четырем российским флотам, что в нужное время собрать в нужном месте все необходимое не удается. Курдин считает, что водолазов базирующегося в Ломоносове 328-го спасательного отряда ВМФ не послали на помощь «Призу» потому, что на Дальнем Востоке попросту отсутствуют необходимые комплексы для погрузки тяжелоэкипированных водолазов.
Покупку двух английских аппаратов Scorpio, зарекомендовавших себя при спасении «Приза», Игорь Курдин назвал просто глупостью. «Мы будем этими деньгами поднимать Королевский военно-морской флот» - заявил он. В то же время, по его словам, на недавно прошедшем Военно-морском салоне были представлены аналогичные отечественные аппараты. Однако они пока существуют только как прототипы.
«Говорят, флоту не дают денег. Но в этой же стране есть МЧС, есть Шойгу, который создал эффективную спасательную службу», - заметил Игорь Курдин. По его мнению, перевод военно-морской аварийно-спасательной службы (АСС) в ведение министерства чрезвычайных ситуаций мог бы переломить ситуацию. Дело в том, что в ВМФ деньги в первую очередь уходят на боевые корабли, а АСС финансируется по остаточному принципу.
По словам Игоря Курдина, несмотря на то, что военные моряки утверждают, что у них было пять альтернативных способов спасения батискафа «Приз», в итоге была выбрана помощь английских специалистов. Также Игорь Курдин подчеркнул, что и в этот раз российские власти не запрашивали иностранную помощь - англичане, американцы, японцы предложили ее сами. Руководитель клуба подводников вспомнил и эпизод двухлетней давности, когда при буксировке затонула списанная подлодка К-159 и погибло девять моряков. Руководство ВМФ обещала поднять ее через год, но Игорь Курдин считает, что, скорее всего, этого не произойдет никогда. По его словам, на сегодня в России уже нет технологий, которые позволили бы создать соответствующий подъемный комплекс. Игорь Курдин и Владимир Митяев в один голос призвали власти не замалчивать реальную ситуацию. «Не можете поднять – лучше так и скажите» - заявили они.
На вопрос о том, каковы все-таки были истинные причины гибели «Курска», офицеры ответили, что они, в целом, согласны с официальной версией. «Следователи работали хорошо, экспертиза была очень хорошая», - отметил Владимир Митяев. Единственный вопрос, по которому моряки не согласны с выводами следствия, - сколько продержались моряки в 9-м кормовом отсеке? По официальной версии, это восемь часов, по альтернативным данным – трое суток. Таким образом, если принять вторую версию, уголовное дело по факту гибели «Курска» должно было бы рассматриваться по статье о неоказании помощи пострадавшим.
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру