Реформа производственного кооператива «Ленгаз» назревает уже давно, но, похоже, пойдет она совсем не по сценарию, спланированному руководством предприятия. В середине июня ООО «ГазИнвест» начало процесс получения доверенностей у работников кооператива и рассчитывает довести их число до того, которое даст возможность влиять на решения общего собрания. В самом «Ленгазе» к ситуации относятся спокойно, но тем не менее в ближайшее время собираются обратиться в правоохранительные органы с просьбой разобраться в ситуации, хотя пока для этого нет достаточных оснований, считает директор по финансово-правовым вопросам ПК «ГГХ «Ленгаз» Владимир Максимов.
В «Ленгазе» считают, что «ГазИнвест» якобы каким-то не совсем законным образом завладел базой данных пайщиков кооператива и теперь рассылает письма, где указывается, что компания действует от имени городской администрации и компании «Петербурггаз». Факт выдачи доверенности сам по себе не является нарушением закона и предусмотрен гражданским законодательством. В то же время бесплатно никто свои паи отдавать явно не намерен.
Юристы ООО «ГазИнвест» так комментируют слова Максимова: в случае выдачи доверенности не имеет места купля-продажа пая в кооперативе. Даже если пайщику передаются денежные средства в качестве оплаты за выдачу доверенности, то это не нарушение. Кроме этого, титульным владельцем - зарегистрированным собственником пая - остается пайщик, выдавший доверенность. Таким образом, ничего противозаконного в действиях ни пайщиков, ни их представителей нет.
Владимир Максимов утверждает, что в кооперативе трепетно относятся к судьбе своих работников, большинство из которых проработали на предприятии не один десяток лет, и поэтому не хотят видеть их жертвами мошенничества. Насколько именно трепетно это отношение, легко понять из обстановки, которая сложилась на предприятии в последние годы. Единственным, но весьма действенным способом давления на пайщиков является угроза увольнения для всех, кто пытается отступить от установленных правил или просто задает вопросы о дальнейшей судьбе предприятия. Так, в июле 2004 года из кооператива была вынуждена уволиться заместитель директора кооператива по экономике Валентина Васильева. Она рассказала, что ей просто создали все условия, чтобы невозможно было работать, а произошло это из-за того, что она мешала осуществлению неких тайных планов руководства и открыто высказывала собственную точку зрения относительно реорганизации кооператива.
Вообще найти причину для увольнения несложно, этому способствуют и условия работы в кооперативе. Как говорят нам в «ГазИнвесте», пайщики на условиях анонимности рассказывают там, что условия их труда оставляют желать лучшего, им приходится самим покупать себе рабочую одежду, инструменты, расходные материалы, и их же потом обвиняют в ненадлежащем выполнении своих обязанностей. Да и зарплаты отстают от уровня среднегородских по отрасли. Сложнее всего приходится руководителям подразделений, которые находятся между двух огней. Их проще всего уволить, так как им легко найти замену, в отличие от слесарей, газовщиков и других представителей рабочих специальностей.
Наиболее ярко отношение руководства кооператива к пайщикам проявилось на общем собрании, которое проходило 25 марта. На него не смогли попасть те пайщики, которые уволились из кооператива, но фактически оставались пайщиками. Как сообщила бывший заместитель генерального директора по экономике ПК «ГГХ «Ленгаз» Валентина Васильева, бывший работник кооператива может остаться пайщиком, если собрание примет соответствующее решение, и большинство из уходящих писали соответствующее заявление. Сейчас же и вовсе разработано положение, согласно которому увольняющийся из кооператива автоматически исключается из состава пайщиков.
Но и работникам кооператива попасть на собрание удалось далеко не всем. Руководство «Ленгаза» настойчиво заставляло своих сотрудников выписывать доверенности на так называемых «доверенных лиц», которые полностью были согласны с позицией руководства. По словам Валентины Васильевой, одно такое доверенное лицо представляло интересы около 30 членов кооператива (всего в кооперативе насчитывается около 2100 паев). Не попавшие на собрание пайщики так и не смогли получить его протокол, поэтому они имеют смутное представление о том, какие конкретно решения были там приняты.
После собрания в кооперативе начался процесс выживания из него инакомыслящих. По данным СМИ, после мартовского собрания было уволено 23 члена кооператива. Точных данных о том, сколько именно пайщиков выдали доверенности ООО «ГазИнвест», на сегодняшний день нет. Владимир Максимов, например, утверждает, что видел только одну подобную доверенность, да и то от сотрудника, уже не являющегося работником кооператива. Пресс-секретарь ООО «ГазИнвест» Неринга Варанкайте говорит о том, что этот процесс идет весьма активно и каждый день в «ГазИнвесте» расписан по минутам между пайщиками, желающими передать свои права этой компании.
Позиция, занятая руководством предприятия, объясняется, скорее всего, тем, что генеральный директор кооператива Сергей Ганис и председатель правления кооператива Владимир Клименко не желают терять своего положения в кооперативе. Дело в том, что форма кооператива обеспечивает им весьма устойчивое положение - сменить правление кооператива, по словам Валентины Васильевой, можно только в том случае, если за это проголосуют более двух третей пайщиков. Если учесть то, в каких условиях проходило последнее собрание пайщиков, то ни Ганису, ни Клименко ничего не угрожает, а вот при акционировании такую безраздельную власть сохранить вряд ли удастся. Препятствуя передаче доверенностей, руководство кооператива препятствует не захвату предприятия, а любым покушениям на свою безраздельную власть. По словам Неринги Варканайте, целью «ГазИнвеста» как раз и является смена руководства предприятия. Получив возможность управлять кооперативом, новое руководство рассчитывает возместить пайщикам потерянный доход и снять финансовые риски. При этом в «ГазИнвесте» подчеркивают, что благотворительностью не занимаются и планируют получать прибыль от успешно работающего предприятия.
Сегодняшнее финансовое положение ПК «ГГХ «Ленгаз» нельзя назвать стабильным. Во-первых, в 2004 году при участии администрации города и ОАО «Газпром» было создано ООО «ПетербургГаз», которому «Ленгаз» уступил аренду газовых сетей, а сам кооператив занимается теперь только их обслуживанием. В результате кооператив потерял значительную часть своих доходов, а также ряд специалистов, которые перешли работать в «ПетербургГаз». Сейчас «Ленгаз», по словам Неринги Варанкайте, потеряет еще и доход от обслуживания дымовых труб, которое передается в ведение жилкомсервисов (на это городом в прошлом году было выделено 90 миллионов рублей). «Ленгаз» может лишиться и своей недвижимости, так как договор на ее аренду заключен с КУГИ на 1 год и, скорее всего, продлен не будет, а помещения предприятия могут быть переданы все тому же «ПетербургГазу».
«Ленгаз» остается единственным крупным производственным кооперативом в Петербурге, и то, что в его ведении сейчас находится жизненно важная для города система газоснабжения, не может не вызывать беспокойства у администрации города. Городские власти, которые активно развивают сотрудничество с «ПетербургГазом», заняли в отношении кооператива выжидательную позицию. Вопрос об акционировании предприятия тоже не сдвигается с мертвой точки, в том числе и в связи с отсутствием твердой позиции города по этому вопросу. Между тем рядовые работники кооператива уже устали от сложившейся ситуации и ждут реорганизации производства, которая, видимо, все-таки произойдет, пусть и путем своеобразного «захвата».
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру
Публикуется с сокращениями. Полностью материал опубликован в еженедельнике «Ваш тайный советник», N29 (158), 1 августа 2005 г.