На экраны петербургских кинотеатров выходит продолжение культовой криминальной комедии «Мама, не горюй!». Криминальная Россия 90-х сменилась на страну начала нового века. По словам режиссера, первым фильмом он полностью закрыл криминальную тему, а вторым – тему масс-медиа в российском кино.
Сегодня на экраны петербургских кинотеатров выходит продолжение культовой криминальной комедии 90-х «Мама, не горюй!». Максим Пежемский снял второй фильм, взяв тех же героев, но перенес их в новое время. Криминальная Россия 90-х сменилась на «масс-медийную» страну начала нового века. А люди, по утверждению самого режиссера, не слишком изменились.
«Своим первым фильмом мы закрыли криминальную тему. Потому во второй картине криминальные авторитеты появляются лишь в мертвом виде. Во втором фильме мы закрыли тему масс-медиа в российском кино. А в следующей картине разберемся с национальным вопросом» - сказал сегодня Максим Пежемский петербургским журналистам.
«Мама, не горюй!» вышла в 1997-м году и действительно полюбилась зрителям. Пусть это был и не шедевр киноискусства, но для такой любви причин хватало. Криминальная комедия на тот момент была жанром достаточно новым. А эта была еще и неплохо снято – с хорошим юмором, не опускающимся совсем ниже пояса. С узнаваемыми и жизненными героями и их же жизненными проблемами, соответствующими времени. Пусть и утрированными, и гиперболизированными. Отлично поработал сценарист Константин Мурзенко, зарекомендовав себя как специалист по созданию ярких и ёмких фраз. То, что нужно для культового фильма. В результате «Маму...» растащили на цитаты и некоторое время «народ» ими общался. Помните? «...И еще скажи ему, чтобы хомячков ко мне больше не подсылал. Я их еще в детстве отлюбил ...». И еще актеры. Именно в «Маме, не горюй!» задолго до всяких «Антикиллеров» в ипостаси «сурового, умного и очень загадочного героя» дебютировал Юрий Куценко, теперь более известный как Гоша Куценко – кинозвезда, один из самых востребованных актеров и даже начинающий певец. Дебютировал, да так в ней, этой ипостаси, и остался. Именно его фигура да некоторая драматическая нотка в эксцентрической комедии и вытащила первый фильм на уровень выше среднего.
Именно Куценко, как кажется, может вытащить и второй фильм. Плюс финал, заставляющий зрителя, вслед за героями фильма, подумать, «как же все это надоело», и удалиться куда-нибудь подальше – туда, где нет интернета, телевидения и мобильных телефонов.
По сравнению с первой картиной ничего особо и не изменилось. Общаясь с петербургскими журналистами, Пежемский эпатажно рассказывал, что, мол, просто не нашлось нового интересного сценария, потому пришлось использовать тот же самый. Просто взяли тех же героев и цинично решили получить со зрителей деньги второй раз. Лишь перенесли их в современное нам время. «Хотелось снять не простую комедию, а что-то поглубже, но сценарист Константин Мурзенко не очень любит сиквелы, да и просто поленился. – говорит Максим Пежемский несколько ошарашенным представителям масс-медиа. – Потому и запоминающихся фраз меньше, и сюжет тот же. А поскольку нового сюжета нет, пришлось брать обилием главных героев». Не все представители поверили. Некоторые фильм все же уже посмотрели, и задурить им голову Пежемскому легко не получилось.
Максим Пежемский, конечно, не снимал фильм о разрушающей силе масс-медиа, о посаженных на информационную иглу людях, о механизмах выборов по-русски. Но всё это задним фоном в фильме проходит. Как и неуклюжая романтическая линия. Чистой комедии не получилось, но это вовсе не мешает на этой картине расслабиться и посмеяться. Уж очень симпатичны, забавны и душевны получились политтехнологи, бандиты и звездочки шоу-бизнеса. Новым культом она, рискну предположить, не станет. Потому что во всех признаниях Пежемского есть значительная доля правды – ничего нового его команда не придумала. Но и незамеченным фильм «Мама, не горюй! –2» не уйдет.
Журналисты, кстати, отыгрались, и сообщили режиссеру, что его фильм устарел, еще не выйдя на экраны. Выборы уже не актуальны и практически отменены. И медиа-магнаты уже не играют такой роли в жизни страны. И в этом тоже есть правда. Россия меняется так быстро, что никаким кинорежиссерам за ней не поспеть.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру