Редкие цветы из фарфора расцвели в Государственном Эрмитаже и Русском музее. Они полностью повторяют фактуру живого растения. Их лепестки настолько легки, что, кажется, еще хранят аромат срезанной розы. Современные мастера воссоздали технологию, которая была утеряна полтора столетия назад.
Редкие цветы расцвели недавно в салонах-магазинах Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. Эти цветы созданы из фарфора полностью повторяют фактуру живого растения. Их лепестки настолько легки, что, кажется, еще хранят аромат срезанной розы. Изящество, характерное для стиля рококо, наводит на мысль об ушедших эпохах. И не случайно: современные мастера из компании «Белый камень» воссоздали технологию, которая была утеряна полтора столетия назад.
В первой половине 19-го века фарфор в России был чрезвычайно моден. Изящная посуда и милые безделушки из фарфора были непременным украшением любого светского дома. В 1892-м году мастер Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода Петр Уильянович Иванов составил шихту бисквитной массы, пригодной для создания самых тонких пластических композиций. Вершиной творчества Петра Иванова стал букет, созданный специально по случаю Всемирной международной выставки 1851-го года в Лондоне и хранящийся ныне в Государственном Эрмитаже. Вскоре после выставки Иванов умер, а секрет его уникального букета оставался неразгаданным более 150 лет.
Букет П.У.Иванова. 1851 год. Государственный Эрмитаж
В шестидесятых годах работниками Ломоносовского фарфорового завода Н.Н. и Э.А. Пименовыми было создано четыре букета, два из которых хранятся в запасниках Эрмитажа. Однако по разным причинам эта тема не получила развития. Евгений Андреев – один из создателей фарфоровых букетов, которые выставлены в салонах-магазинах Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. Творением Иванова Евгений вдохновился много лет назад. Тогда он занимался техническим перевооружением ЛОПО «Народные художественные промыслы» и прямого отношения к фарфору не имел. Но так получилось, что еще в советские годы судьба свела Евгения Андреева со специалистом НИИ фарфора Виктором Винтером и модельщиком ЛОПО НХП Анатолием Моргуном, с которым с 1990-го года производили изделия из майолики, фарфора и работали над разгадкой секретов Ивановского фарфора.
Букет фарфоровый. Бисквит, кохаконг, красное дерево. 2004 год
Десять лет ушло на то, чтобы фарфор приобрел желанную тонкость, прозрачность, пластичность и безупречно белый цвет. За основу бисквитной массы взяли вторичные кварциты, исследованием которых до этого занимался около 20 лет Виктор Винтер в НИИ фарфора.
Букет фарфоровый. Бисквит, овал из мрамора, красное дерево, бронза. 2004 год
Сейчас сложности начального этапа позади. Евгений Андреев с улыбкой вспоминает первые цветы, которые по сравнению с нынешними выглядят наивно неуклюжими.
Букет бисквитных цветов из фарфора на агатовом пласте. 2003 год
Самый первый букет выполнен на срезе агата, и это стало традицией фирмы. Андреев считает, что пластины натурального камня - достойный пьедестал для фарфоровых цветов. Сегодня белые цветы поражают воображение изысканной красотой и игрой света, которую придает им полупрозрачный фарфор. Он как будто светится, заставляя усомниться в рукотворном происхождении. Кажется, еще секунду назад фарфоровое чудо было срезано в настоящем саду. И, тем не менее, цветы сделаны вручную. Чтобы заниматься таким кропотливым делом, нужно иметь не только терпение и усидчивость, но и большую любовь к этому делу.
Букет бисквитных цветов на яшме. 2004 год
- Результат,- говорит Евгений Андреев,- оправдал все первоначальные сложности. Для нашего коллектива главное - что мы достигли тех же результатов, которых достиг в свое время и Петр Иванов.
Букет фарфоровый. Малахит, габр, дуб
Основу коллекционных фарфоровых букетов составляют розы. Именно они больше всего любимы публикой. У каждой фарфоровой розы, как и садовой, свое лицо и свое очарование. Но, кроме роз, есть еще георгины и астры, ромашки и гвоздики. Любимый цветок Андреева- орхидея. Сделать ветку орхидеи технически очень сложно, ведь фарфор очень капризный материал, но Евгений уверен, что в ближайшем будущем ценители прекрасного смогут полюбоваться и таким чудом.
Ольга Рогозина,
Фонтанка.ру