Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия «Уличная» еда – безопасна?

«Уличная» еда – безопасна?

215

Летом часто хочется полакомиться мороженым, выпечкой, квасом – благо их предлагают буквально на каждом углу. Чем мы рискуем, покупая уличную еду? Разумеется, своим здоровьем. В Петербурге зарегистрированы вспышки гепатита А, сальмонеллеза, дизентерии и даже брюшного тифа. Причина – в нарушении санэпидрежима.

Летом чаще, чем в другие сезоны, хочется полакомиться мороженым, выпечкой, квасом – благо их предлагают буквально на каждом углу. Чем мы рискуем, покупая уличную еду?

Разумеется, своим здоровьем. Несомненный минус еды «на ходу», перевешивающий все вкусовые ощущения – повышенная вероятность подхватить неприятную болячку. Причина неоригинальна: мы возьмем покупку немытыми руками, которыми вдобавок только что отсчитывали деньги. Хорошо с мороженым – можно отогнуть упаковку и совсем не прикасаться к вафле или глазури. Сложнее с сухариками – их, иначе как руками, не взять.

Право выбора за покупателем: где приобретать вкусности, развернуть ли прямо на улице или донести до дому. Но в любом случае он должен быть уверен в качестве товара. Кто это гарантирует при уличной торговле?

В пути к дальней станции

В пригородных электричках продавцы идут чередой, не давая пассажирам заскучать. Организации, специализирующиеся на такой торговле, в обязательном порядке проходят согласование своей деятельности в Отделе обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора за грузовыми и пассажирскими перевозками. Приобретать товары таких фирм вполне безопасно.

Другое дело, что пассажиру трудно отличить «левых» торговцев. Разумеется, у «настоящего» продавца при себе должны быть удостоверение личности (а не только бейдж, который таким удостоверением не является), разрешение на торговую деятельность, сертификат качества на товар, накладные, санитарная книжка, проездной... Только отваживаются спросить документы очень немногие, а уж предъявлять оные вовсе охотников мало: жара, спешка, а зарплата зависит от выручки; к тому же лед, который кладут в сумки к мороженому, нужно приобретать за собственные деньги. Вот и получается – проще огрызнуться на одного настойчивого покупателя, чем упустить время и потерять из-за проворных конкурентов четверых.

По внешнему виду определить нарушителя невозможно. Единой форменной одежды пока не существует; а прицепить бэйдж, взять сумку-холодильник и зашагать по вагонам, бодро расхваливая предлагаемые лакомства, - не составляет труда. По сведениям из Отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства С-З УВДТ, с начала года проведено 207 рейдов, во время которых зафиксировано 286 нарушений.

Суета у метро

Сразу бросаются в глаза яркие «зонтики» мороженщиков, стилизованные дубовые бочонки с квасом, два ряда «частников» с пучками зелени, клубникой, пирожками, парным молоком, семечками.

Для получения права торговли на улице необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение. Сотрудники Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу проверяют сертификаты на оборудование, договора на поставку продукции, наличие медицинских книжек у персонала, документацию производителя, условия хранения товара.

Но несанкционированная торговля не поддается контролю. «Продавцы» при приближении милиции с натренированной ловкостью прячут товар (намеренно берут с собой небольшое количество) в объемную сумку или тележку, и – сливаются с толпой, чтобы вернуться позже.

Крохотный бизнес оправдывает себя, покупатели всегда есть: кто-то свято верит в полезность «своего» молока, кому-то нужно быстро перекусить на ходу, кто-то торопится домой и не успевает в магазин. Здесь риск получить кишечную инфекцию еще возрастает: те, кто продает «с рук» у метро парное молоко, «домашние пирожки», творожные сырки, семечки, не проходят никаких медицинских осмотров.

За комментариями я обратилась к заведующей 27 (сортировочным кишечным) отделением больницы им. С.П.Боткина Валентине Чуприной. По ее словам, опасность подстерегает с двух сторон – «виноват» может быть и продавец, и товар.

Если на упаковке сырков все же обозначено название фирмы-производителя, состав и срок годности, то об остальных товарах этого сказать нельзя. И даже сырки покупать не рекомендуется: срок годности может быть нормальным, а вот условия хранения – целыми днями на жаре, в обычных картонных коробках – неприемлемы.

Часто предлагается коровье или козье молоко, разлитое в полутора- двухлитровые пластиковые бутылки из-под минералки и лимонадов. Во-первых, емкости не обработаны должным образом, и сами по себе могут послужить источником дизентерии. Во-вторых, болезнетворные бактерии могут «затаиться» непосредственно в непастеризованном молоке, - которое для сохранения всей его «полезности» скорее всего выпьют некипяченым.

К тому же покупатель не знает, кто и насколько чистыми руками доил корову (или козу), и здорово ли животное. Вопреки распространенному мнению, в самодельном кефире и простокваше возбудители болезней сохраняются.

Ингредиенты теста и начинки «домашних пирожков», конечно, известны, но насколько они доброкачественны? Время выпечки и, соответственно, сроки реализации проверить невозможно, - как и самочувствие повара. Вероятна ситуация, когда он сам болеет, но, занявшись самолечением и приняв ударную дозу пилюль, выйдет на работу. Таким путем передается та же дизентерия и гастроэнтероколит.

Алло, «Скорая»?

Летом вообще повышается риск отравиться, - даже если употреблять только приготовленную дома еду. Жара вносит свои коррективы в сроки хранения продуктов; соблазняют поспевшие фрукты и кажущаяся чистой вода...

По статистике обращений в городскую инфекционную больницу N30 им. С.П.Боткина, за 2005 год (прошедшие 5 месяцев) в Петербурге зарегистрировано 1300 заболевших гепатитом А (соответственно, за весь 2004 год – 3771, за 2003 – 599); 158 – сальмонеллезом (за 2004 год – 537 человек, за 2003 – 592); 184 – дизентерией (за 2004 год – 926, за 2003 – 1050).

И если брюшным тифом: в 2003 году заболели 8 человек, в 2004 – 7, то за 6 месяцев 2005 – 29 случаев, из них 2 смертельных. Заведующая отделением N10 Мария Сорокина говорит, что заболевание протекает тяжело; сделаны три операции. Причина вспышки – в нарушении санэпидрежима.

Пренебрежение элементарными, выученными в детстве правилами доходит до абсурда, - и доводит до беды. Пробовать на рынке ягоды; пребывать в уверенности, что овощи и зелень с собственного огорода «чистые» и не нуждаются в полоскании; «приобщаясь к природе», пить воду из родников и «глубоких» скважин, - вот наиболее частые заблуждения.

Но, в конце концов, от болезни никто не застрахован. Хуже, если начинается самолечение. Снова и снова врачи говорят о необходимости обращения за квалифицированной помощью; об опасности самостоятельной постановки диагноза, бесконтрольного приема лекарств, упования «на авось» и «соседские» советы. Эти действия приведут к одному – к тому, что драгоценное время будет упущено. Даже в пригороде, на даче, всегда есть возможность позвонить – с сотового аппарата, с телефона на железнодорожной станции.

Снова и снова в реанимационные отделения доставляют пациентов, ринувшихся на борьбу с болезнью в одиночку, – и едва не проигравших.

Маргарита Веселова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях