19 июля около поселка Ильичёво (рядом с Рощино) Ленинградской области двое мужчин, один из которых был переодет сотрудником милиции, остановили джип, за рулём которого находилась одна из самых одиозных бизнес-леди Петербурга Оксана Леднева. Ей хладнокровно выстрелили 4 раза в грудь и в голову. Это убийство всколыхнуло, пожалуй, самый криминализированный сектор рынка нашего региона – рынок обращения со строительными и бытовыми отходами. Учитывая те темы, которые вела Оксана Леднева и ее муж, один из руководителей питерского Управления Ростехнадзора Борис Леднев, можно предположить, что эта кровь в мусорном бизнесе не последняя...
Практически все свалки, расположенные во Всеволожском районе, эксплуатируют коммерческие структуры, принадлежащие либо коммерческим партнёрам самой Оксаны Ледневой, либо людям из ближайшего окружения ее мужа. Пикантность ситуации: муж Оксаны, Борис Борисович Леднев, на тот период времени занимал пост заместителя Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Около года назад про Бориса Леднева писали многие, и никто хорошо. Этот чиновник уже тогда нажил себе массу врагов, только поймите правильно: к убийству Оксаны это отношения не имеет. Эти враги - оппоненты. Они могут заказать пиар-кампанию, даже уголовное дело, но они не пойдут на убийство, это топ-менеджеры старой закваски. Честь мужа Оксана защищала рьяно. Она вела массу судебных процессов, вроде в том числе и против наших коллег. Впрочем, к газете «Ваш Тайный советник» претензий не было: сотрудники ее повели себя неудобно, но честно - всё, что было опубликовано в статье «Мусорный беспредел» про всеволожские свалки, соответствовало действительности. Когда Оксану убили, они сразу навели справки: ничего принципиально нового на всеволожских свалках не появилось. Те же хозяева, примерно те же расценки, и никаких новых игроков. В общем, полное отсутствие потенциальной опасности.
Представляется, что для супругов Ледневых свалки - это так, дополнительный источник дохода. Основное - «Петрохимтехнология». Помимо всякой всячины «Петрохимтехнология» - один из самых серьезных и весомых в регионе институтов, специалисты которого способны составить грамотную документацию для любого экологического проекта. В подробности пускаться не будем - это неподъёмно для непосвящённых. Знающие люди скажут: строительство начинается с документов, в том числе и экологических (влияние на окружающую среду и всё такое). Сделать их грамотно - целая наука. Сделать так, чтобы строительные компании обращались именно в те проектные организации, которые принадлежат «своим», - ещё одна наука, даже более сложная, потому как расценки на такие разработки огромны (для строительства, скажем, крупного супермаркета это миллионы рублей). Есть мнение, что Оксана Леднева овладела обеими науками в совершенстве.
Говорят, через «Петрохимтехнологию» проходят огромные деньги, потому что большинство строителей перед началом любой стройки направляются именно туда. Так что заинтересованные люди не зря в рамках одной из версий происшедшего внимательно смотрят на потенциальных претендентов в совладельцы «Петрохимтехнологии» и близлежащих структур. Кто становится формальным хозяином бизнеса, когда исчезает Оксана? Вряд ли Борис Борисович - ему как госслужащему иметь официально оформленные доли в коммерческих структурах не положено. Уж не завёлся ли чужой среди своих? Нам кажется: вряд ли. Тут есть еще одна фишка.
Недавно корреспонденты ТС исследовали некоторые обстоятельства уголовного дела, возбужденного по факту нарушения природоохранного законодательства при строительстве второй очереди фабрики «Ригли» на Пулковском шоссе. Строительная компания «Ренейссанс Констракшн» строила одновременно два объекта - «Ригли» и гипермаркет «О`Кей» на улице Савушкина. Грунт из котлована под «Ригли» строители вывезли в котлован под «О`Кей». Обычная, в общем, практика, называется вертикальная планировка участка. Прокуратура усмотрела нарушение: грунты по документам значатся как 4-го класса опасности, а значит, нельзя было зарывать их под «О`Кей», надо было на специальный полигон везти. Это мы не обсуждаем - пусть суд определяет правоту следователей. Но случилось невероятное.
В ответ на наши запросы пришли три ответа. Представители «Ригли» и «Ренейссанс Констракшн» объяснили, почему они имели право перевезти грунт из-под «Ригли» под «О`Кей». Только вот незадача: представители «О`Кей» категорически отрицают сам факт использования привозных грунтов для вертикальной планировки участка. Мотивация железобетонная: нам своих грунтов хватало с избытком, зачем чужие-то везти?
Получается, что бумаги живут своей жизнью, грунты своей, а деньги, выделенные заказчиком на перемещение почти 20 тысяч тонн грунтов с Пулковского шоссе на улицу Савушкина, - своей, причем какой-то странной. Рассказали эту историю одному очень влиятельному бизнесмену из «мусорного» бизнеса, он долго смеялся. Смеялся искренне и до слёз. Потом утер слёзы и сказал:
- Ребята, а вы пошлите ещё один запрос - в Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. Пусть расскажут, сколько в Петербурге ежегодно образуется строительных отходов. Готов спорить: не расскажут, потому что не знают. А не знают по весьма простой причине: ни один из наших лицензированных полигонов строительных отходов не видит. Их нет! В Петербурге строятся жилые дома, бизнес-центры, предприятия, а строительных отходов нет! Зато документы оформлены исключительно правильно: такие-то отходы в таком-то количестве за такую-то сумму из пункта «А» в пункт «Б». Например, от «Ригли» до «О, Кея». А деньги по карманам - не отдавать же их на самом деле лицензированным структурам, которые всё отвезут и захоронят! Не лохи...
А ещё говорят, будто наши безотходные строительные фирмы условно делятся на две категории. Первые оформляют всю экологическую документацию правильно, а вторые её рисуют, решая вопрос непосредственно с соответствующими чиновниками на этапе госкомиссии.
Впрочем, при чём тут убийство Оксаны Ледневой? Поживём - увидим. Проконсультировавшись с весьма компетентными людьми, мы эту историю рассказали не случайно.
То, что прочитаете дальше, - не более, чем предположения. Мы считаем необходимым их озвучить по одной простой причине: если они правильные, то вероятность того, что люди, организовавшие это убийство, будут наказаны, увеличивается. Всё-таки публикации больше бросаются в глаза сотрудникам прокуратуры, чем ЧАСТНЫЕ мнения.
Итак, весна 2005 года. Прокуратура Петербурга неожиданно начинает активно бороться с нарушениями природоохранного законодательства. Удары наносятся по двум очень престижным и крупным проектам: сначала возбуждается уголовное дело по фактам нарушения природоохранного законодательства при строительстве торгово-развлекательного комплекса «Питер-Радуга», потом – при строительстве второй очереди фабрики «Ригли». Вдогонку – уголовное дело в отношении заместителя начальника питерского Управления Росприроднадзора Сергея Рудакова. Плюс есть весьма серьёзные основания полагать, что и эти дела далеко не последние.
Со стороны всё выглядит неплохо (охрана природы!), а в очень узком кругу становится тревожно: действия прокуратуры, если можно так выразиться, как-то очень уж активно одобряет Борис Леднев. А если нам удалось бы увидеть постановления о возбуждении данных уголовных дел, то, видимо, мы бы обнаружили там в качестве одной из претензий следствия отсутствие необходимой разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды. Той самой, изготовлением которой занимается «Петрохимтехнология» с благословения Ростехнадзора, идеологом которой являлась Оксана Леднева.
Но это – мелочи. Мелочи, если рассматривать их в отрыве от всего остального. Дело не в том, что кто-то не заплатил коммерческой структуре за оформление экологической документации. Дело и не в том, что Борис Леднев в погонах Ростехнадзора из-за этого кому-то что-то не разрешил. Всё сложнее. Можно предположить, что у ряда очень влиятельных бизнесменов возникли вопросы к своим подрядчикам: где деньги, Зин?
Это – предположение, которое многим представляется очень похожим на правду. Особенно если пойти дальше и предположить, что кто-то из конкретно воспринимающих мир людей узнал о том, что рядом с Оксаной Ледневой готовится еще одно уголовное дело, которое может ударить по его конкретным интересам. Результат – 4 пули калибра 7,65.
Константин Шмелев,
Фонтанка.ру