Девушка мечется на площади Пролетарской Диктатуры. Подходит к одному из многих, несмотря на раннее время, собранных и строгих милиционеров на площади. Он, не дослушав ее, на универсальном языке жестов показывает, что не до нее. На лице у девушки написано не только тревога, но и абсолютно искренне изумление. Она достает мобильник...
Наверное, именно так со стороны выглядела моя коллега, когда после брифинга губернатора вышла на площадь перед Смольным и не нашла припаркованного получасом ранее автомобиля. Кому оказалась нужна ее старинная «копейка» ржаво-зеленого цвета, журналистка даже предположить не могла. «Покататься» на ней, да еще и в присутствии такого количества людей в форме, решился бы только прыщавый юнец-камикадзе. Еще более невероятным представлялся вариант с эвакуатором. Предположить, что владелец стал бы платить за содержание машины больше, чем она стоит... Ну, это вы слишком плохо думаете про сотрудников ГАИ. Короче, когда на уши были подняты уже все силы коллег, знакомых и друзей, машина нашлась на одной из прилегающих маленьких улочек. Ее туда перегнали на эвакуаторе, так как она мешала проезжающему кортежу президента.
Моей коллеге, конечно же, повезло. Для большинства автомобилистов, имеющих несчастье работать в центре, где практически нет официальных парковок, слово «эвакуатор» практически стало ругательным. И дело не только в принципе работы этой системы, но нередко в отсутствии принципиальности ее исполнителей.
ГИБДД, которое нас забирает
Русские люди любят быструю езду и не любят читать законы. А поскольку не любят, то и не знают, что согласно кодексу РФ об административных правонарушениях есть только 6 причин, по которым сотрудники дорожной милиции могут отправить четырехколесного друга на штрафстоянку. Пять из них касаются движения автомобиля, и хотя они общеизвестны и растиражированы, позволю себе их напомнить. Нельзя управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, без документов, с заведомо неисправными тормозами. За руль противопоказано садиться тем, кто не имеет прав или не в состоянии себя контролировать, когда его останавливает гаишник. Но в 90% случаев в протоколе о задержании транспортного средства стоит непонятное многим нарушение статьи 12.19.4 КоАП РФ, что в переводе на русский означает – нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле.
Думаю, не лишним будет отметить, что только за эти нарушения автомобиль могут задержать и отправить на штрафстоянку. И ни за какие больше. Но сотрудники ГИБДД тоже русские, и, как это не печально осознавать, иногда так же не любят и не читают законы, как и окружающие их владельцы автотранспорта. Поэтому зачастую со злачных мест в центре города (Невский проспект, площадь Островского, прилегающие к станции метро «Владимирская» улиц) машины снимают за то, что они стоят под знаком «стоянка запрещена». Как и все пешеходы, я нередко бываю зла на тех, кто удобства ради загромождает своими железными конями как проезжую часть, так и тротуар. Вот только эвакуировать по закону такие машины нельзя. Можно и должно штрафовать их владельцев. Ничего более.
Эвакуатор, который нас везет
Работа эвакуаторов де-юре предполагает точность порой хирургическую. После оформления всех необходимых бумажек наступает время водителя погрузчика. Он с чувством собственного достоинства цепляет машину, затем поднимает ее на платформу и уезжает. Де-факто все это чаще всего осложняется стенаниями владельца авто, появление которого к моменту, когда протокол уже составлен, а машина погружена, может уже ничего не изменить. Но даже если ваш автомобиль и согласятся при вас снять с эвакуатора, платить штраф все равно придется. Однако владельцев транспортных средств в процессе эвакуации пугает даже не то, что придется ехать за тридевять земель, чтоб вызволять своего четырехколесного друга, а то, что законом, которым предусмотрена эвакуация, не предусмотрена защита автомобиля от людского любопытства.
Абсолютно не желая кого-либо обидеть, не могу абстрагироваться от рассказов знакомых автомобилистов о том, что после изъятия машины со штрафстоянки, они не находили в ней вещей, который там находились до принудительной эвакуации. Конечно, в административном кодексе, есть статья, предусматривающая и опись находящегося в автомобиле имущества, и опечатывание места доступа в машину. Вот только безопасность вашего железного друга будет обеспечиваться его арестом, а это, согласитесь, серьезнее задержания.
Все эти недоработки правовой стороны эвакуации на штрафстоянки, а также человеческий фактор, омрачают изначально правильную идею освобождения центра города от переизбытка не там стоящих машин. Но еще большую тень на структуру бросает само устройство автомобильных штрафстоянок.
Штрафстоянка, которая нас хранит
Постановление правительства РФ «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» от 18 декабря 2003 года в Петербурге вступило в силу только в конце сентября 2004 года. Во время проводившихся тогда через прессу разъяснений, заместитель начальника УГИБДД Петербурга и Ленобласти Виктора Гранёва такое позднее реагирование объяснил тем, что администрация города долго устанавливала тарифы на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, а также утверждала перечень тех организации, которые могут заниматься эвакуацией автомобилей.
До конца 2004 года, согласно временному соглашению с УГИБДД, эвакуацией транспортных средств занимались 6 организаций - ЗАО «Городской центр «Спецавтотехника»», ООО «Нева-Спорт», ООО «Любава», ООО «Алькор», СПбГУП «Транс-Петербург», и ООО «Стоянка «Спецавтобаза»». Список устанавливался не на конкурсной основе - в него вошли те организации, которые давно, по словам сотрудников ГИБДД, работают с дорожной милицией. Однако с 2005 года администрация города намерена была объявить конкурс на право заниматься вышеозначенной деятельностью. Сначала в качестве отсчета для конкурса озвучивался февраль, потом март. Но вот уже июль, а воз и ныне там. Страдает от подобной ситуации не только карман граждан, который меньше бы облегчался при наличии муниципальных штрафстоянок, но и городской карман, который с 1 сентября по 24 декабря 2004 года при обороте с эвакуации в 12 миллионов рублей получил только 3 миллиона в виде арендной платы и налогов.
Не хотелось бы думать, что хорошее начинание, как в русской пословице, пройдет у нас «как всегда». Но многочисленные обращения как рядовых граждан, так и чиновников (так, например, депутат местного ЗакСа Юрий Гладков отправил запрос с просьбой провести проверку фактов нарушения по штрафстоянкам прокурору города Сергею Зайцеву), наводят на мысли о необходимости перемен.
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру
Что делать, если вы пришли и не обнаружили свою машину на месте, где ее оставили?
По телефону круглосуточной бесплатной справочной для автомобилистов вы можете узнать была ли увезена ваша машина на стоянку. Телефоны: +7-812-9870000 или 001. Если оператор говорит, что вашей машины в базе данных нет, значит она угнана. Для тех, кто знает номер телефона территориального отдела ГИБДД, можно обратиться туда.
Постановлением городского правительства утвержден адресный перечень специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств:
1. Приморское шоссе, д.2, у КПМ-1
2. Выборгское шоссе, д.380, Осиновая Роща, у КПМ-2
3. Проспект Культуры, д.30, у КПМ-30
4. Станция Мурино, у КПМ-4
5. Мурманское шоссе, 12-й км, у КПМ-7
6. Московское шоссе, 689-й км, у КПМ-9
7. Пулковское шоссе, 13-й км, у КПМ-10
8. Ленинский проспект, напротив дома N 81
9. Киришская улица, д.2
10. Набережная Робеспьера, д.2
11. Проспект Шаумяна, д.1
12. г.Сестрорецк, Тарховская улица, д.39/1
13. Школьная улица, д.39
14. Улица Белы Куна, д.36
15. г.Колпино, улица Правды, д.8А
16. пос.Стрельна, улица Грибоедова, д.7
17. Рябовское шоссе, у поворота на Ковалевское кладбище, у КПМ-5
18. г. Кронштадт, Кронштадтское шоссе (шестая магистраль)
19. г.Ломоносов, улица Красного Флота, д.23