В среду в Петербурге были объявлены номинанты главной петербургской театральной премии «Золотой Софит». Она должна, по выражению председателя комитета по культуре Николая Бурова, «отобрать золото в грудах продукции произведенной нашими театрами за последний год».
Отбирал это золото, как обычно, специальный номинационный совет премии во главе с Кириллом Юрьевичем Лавровым. Люди в жюри собрались уважаемые и известные в петербургском театральном мире, но их решение наверняка в очередной раз вызовет бурю споров. Собственно, эти споры начались уже во время объявления номинантов. Трио претендентов на звание лучшего петербургского режиссера в этом году выглядит так – Владислав Пази (за «Оскара и Розовую Даму» в театре Ленсовета), Геннадий Тростянецкий (за «Веселого Солдата» в БДТ), Владимир Фильштинский («Двое на качелях» в театре «Приют Комедианта»). А где же Александр Морфов с его «Ваалом» в театре Коммисаржевской? Или номинационный совет, отдав в прошлом году большую часть призов «Дон Жуану», решил, что с Коммисаржевки «пока хватит»? А «Двойник» Фокина в Александринском театре? Неужели он достоин лишь приза за сценографию? А Андрей Могучий с его театральными экспериментами? «Так решил номинационный совет, и мы должны уважать его решение», - отвечают на все подобные вопросы в оргкомитете премии.
«Это прекрасно, что премия вызывает споры. Что она не безразлична и тем, кто её получает, и тем, кому это не удается. Театр должен волновать, и театральная премия должна быть такой же», - комментирует эти споры Николай Буров. «На вручении Золотой Маски в последнее время треть призов собирают петербургские спектакли. И большая их часть отмечена Золотым Софитом. Это значит, что мы идем в одном направлении, пусть и не строем», - утверждает автор премии Евгений Фрадин.
Как обычно, будет вручены специальные премии. Актером года признана Алиса Фрейндлих («мы решили, что если Алиса Бруновна попадет в номинацию лучшая актриса, то у других претендентов просто не будет шансов», - объяснил это номинационный комитет). За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Петербурга будут награждены Исаак Штокбант, Зоя Виноградова и Виталий Копылов. «Мне радостно и грустно, - прокомментировал такое решение Штокбант, – радостно, из-за того, что меня отметили такой почетной премией. А грустно, так как теперь незачем волноваться и ждать. Лучше бы объявили своё решение уже на самой церемонии вручения. А теперь интригу убили – это все равно, что смотреть футбол в записи, уже зная результат».
Почти все музыкальные номинации отданы представителям Мариинского театра. Главный претендент на лучшую женскую роль в оперном спектакле - конечно, Анна Нетребко. С ней будут бороться еще две представительницы Мариинского и Марина Трегубович из театра оперы и балета им. Мусоргского. Три представителя Мариинского и среди мужчин-солистов (Евгений Акимов, Евгений Никитин и Валерий Алексеев), и среди режиссеров музыкального спектакля (Ален Маратра за «Путешествие в Реймс», Мариуш Трелински за «Мадам Баттерфляй» и Юрий Александров за «Царскую Невесту»). А вот в новой балетной номинации постановок Мариинского нет – за звание лучшего балетного спектакля будут бороться «Анна Каренина» Бориса Эйфмана и «Тщетная предосторожность», поставленная Олегом Виноградовым в театре оперы и балета им. Мусоргского. Ну а кто из номинантов, в итоге, удостоится премии «Золотой Софит» - мы узнаем только осенью.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру