Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Против разливов нефти - всем миром

Против разливов нефти - всем миром

305

Развитие нефтеналивных портов в Ленинградской области, с одной стороны, способствует улучшению экономического положения, но с другой, может вызвать экологические катастрофы, которые нанесут неизмеримый урон природе. Смогут ли порты сами обеспечить безопасность собственной работы и каковы возможности взаимодействия между органами МЧС, городскими властями и коммерческими предприятиями – вот наиболее актуальные вопросы сегодняшнего существования нефтеналивных предприятий в Ленинградской области.

Первостепенной задачей для всех органов является все-таки не ликвидация аварий, а их предупреждение - таково мнение начальника отдела предупреждения и ликвидации ЧС на море и водных бассейнах Северо-Западного регионального центра МЧС РФ Евгения Дюкова. В конце прошлого года был издан приказ, по которому все организации, занимающиеся переливом нефти, должны иметь план по ликвидации разливов нефти. Всего в регионе таких организаций 454, и почти все они такой план имеют.

Проблемы возникают в основном на небольших нефтебазах, но МЧС работает со всеми и проблемы эти решает. Профилактика – это хорошо, но в любой момент необходимо быть готовым к любым внештатным ситуациям. Поэтому в Ленинградской области регулярно проводятся учения - как на суше, так и на воде. Кстати, при крупных разливах нефти и нефтепродуктов на воде больше всего проблем возникает с их сбором именно на суше, так как подобного опыта у МЧС пока мало.

Самыми сложными для уборки являются мазут и дизельное топливо, которые не растекаются по поверхности воды, а тонут в ней, что значительно ухудшает возможность стопроцентной ликвидации загрязнения. Самой же главной проблемой по-прежнему остается законодательная – привлечь к ответственности судовладельца, из судна которого вылилась нефть, практически невозможно. Для того, чтобы вовремя отреагировать на загрязнение, необходим постоянный мониторинг с воздуха. По словам Евгения Дюкова, такое наблюдение осуществляется постоянно только в порту Приморск, а в Петербургском порту мониторинг ведется с судов, что является менее эффективным из-за их небольшой скорости.

Экологи также видят много проблем нефтяного транзита в Финском заливе. Так, руководитель проекта «Мониторинг Балтийской трубопроводной системы» Александр Сутягин отмечает, что единый план ЛАРН (ликвидации аварийных разливов нефти) для российской зоны ответственности в Финском заливе и вблизи Калининграда до сих пор не утвержден и не действует, поэтому нет и никакой координации среди различных служб.

Практически отсутствует мониторинг по Финскому заливу, поэтому нет полной информации о том, где и когда происходит разлив. Во-вторых, средства на ликвидацию аварии очень сложно получить с виновника происшедшего, а в бюджетах разных уровней деньги на это тоже не закладываются.

Еще одна проблема состоит в том, что терминалы отвечают за ликвидацию разливов только в пределах зон своей ответственности, а «пятно», как правило распространяется на гораздо большую площадь.

Кроме того, в Финском заливе немало «узких мест», где риск возникновения разлива нефти максимален, так как именно там чаще всего происходят навигационные аварии. Но вот норм, позволяющих изменить пути движения транспорта, пока не существует.

Александр Сутягин предлагает воспользоваться опытом США, где были приняты следующие правила работы нефтеналивных предприятий. Для того, чтобы начать работу, компания должна внести залог 1 миллиард долларов, который предотвратит возможность «убежать», ничего не заплатив, если вдруг случится авария. Во-вторых, там создан компенсационный фонд, куда с каждой тонны поступает 30 центов - эти средства идут на мониторинг и профилактику аварий. И, в-третьих, там запрещено использование однокорпусных танкеров, которые, к сожалению, до сих пор работают на внутренних перевозках России.

По мнению Александра Сутягина, нормальной работе по ликвидации аварии может помешать и недостаточная техническая оснащенность портов специальным оборудованием для сбора нефти и предотвращения ее распространения. Но в ЗАО "Морской портовый сервис" (порт Приморск) и ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II» с этим не согласны, и утверждают, что в их портах соблюдаются все необходимые требования, а новейшее оборудование позволит в считанные часы ликвидировать не очень большие разливы нефти. Так, начальник аварийно-спасательной службы ЗАО «Морской портовый сервис» Дмитрий Костин сообщил, что у порта есть возможность ликвидировать разлив 1500 тонн нефти за 4 часа, как положено по нормативам, а намного быстрее.

Несмотря на то, что техническая оснащенность портов повышается, многого у нас до сих пор нет. Например, по словам генерального директора ЗАО «Морской портовый сервис» Сергея Шкурата, зарубежные коллеги интересовались наличием у терминала специального оборудования для реабилитации животных и птиц после аварии. Между прочим, реабилитация одной птицы обходится в 10 тысяч долларов. Плохо развит и аэро- и космический мониторинг с судов.

Главным ликвидатором нефти в нашем регионе является Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление. Впрочем, и в МЧС и в портах уверены, что если случится даже не самый крупный, но достаточно масштабный разлив нефти, то ликвидировать его можно будет, только объединив все возможные ресурсы, причем не только из нашего региона.

Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях